ВОДОЧКА, СОЛЕНЫЕ ОГУРЧИКИ И РУССКИЙ РОК
Итак, о музыке. О той, что на модных радиостанциях. Без эстетства и обособленности. По простому, общедоступно, про всем известных исполнителей. В общем, встречайте бабушку. Не будем трогать всякие РуРа, Хитфм, Гексогены и другие, с ними все и так ясно. Музыка на них звучит, хм, «разная», то есть большей частью просто плохая. Затронем два детища великого и непотопляемого, большого поклонника рока, друга всех студентов и отца продвинутых школьников Михаила Козырева. Я имею в виду «Наше Радио» и «Ультра».
Начнем по порядку с «Нашего Радио». Надо отметить, ну, очень популярная радиостанция. Где только не увидишь ее логотипчик. Едут автобусы—Наше радио! Едут троллейбусы—Наше радио! Идут поезда—Наше радио! Ползут москвичи на работу, тоже с этим самым. И не попса. И русская музыка. Просто сказка, какая то! Возникает вопрос, не заболели ли все? Я понимаю, народу хочется стабильности, но слушать каждый день на протяжении двух лет четыре, запиленных до дыр, компакта, это слишком. Это даже не «слишком», это патология. У меня, например, при звуках голоса Земфиры начинаются предродовые колики, хотя из-за некоторых особенностей организма родить я никогда не смогу. Или хочется последовать ее совету и убить ни в чем не повинных соседей. Но ближе к делу…
Плейлист Нашего радио очень оригинален, как и все на этой станции. То бишь: «Наше прошлое и наше будущее». То есть старый русский рок, представленный в основном московской, питерской и свердловской волной 80-х годов, и современная музыка, как рок, так и электроника, которую олицетворяют группы нашего доморощенного бритпопа, экстремалы из хороших семей с родословной, продвинутые девочки с непонятными сексуальными и не только желаниями, и электроники с пахнущими нафталином экспериментами. Ну, со старым русским роком все понятно. Людям деньги надо зарабатывать. Здесь все по серьезному. Со слезой. То «Рассвет расстреляют», то «Древнерусская тоска» накатит, то ребята в Непал собираются. Иногда, Кинчев че скажет, иногда, Сукачев мудро посмотрит. Просто школа жизни для капитанов. Ах да, еще Цой. И его «Старые песни о главном», но об этом ниже. Поросль не отстает. Но они пока веселы и бодры, молодо-зелено. Бритпоповцы, с шумом наигрывая на гитарках мотивчики 60-х годов, поют в основном про любовь и неполадки в радиоаппаратуре. Экстремалы берут темы острее, их привлекают засраные туалеты, небо, водка, наркотики и правдивые факты. То есть поют о вечном. Девочки действуют по принципу Суворова «Удивить—победить». Отсюда предложение кушать апельсины, меняться трусами и непознанная тоска по кораблям в гавани. Когда им не хватает слов, они заменяют слогами «Ту-лу-ла», простите, если неверно цитирую. Хотя все их творчество можно свести к Мамоновским словам «Все равно опять напьюсь в Шуба-Дуба блюз». Но прикольней всех электронщики. Занимаясь своими допотопными экспериментами, они навсегда закрыли для меня прекрасный город Кострома. Вся их электроника находится на уровне «лампочки Ильича». А то, что они выдают за фольклор обыкновенная профанация, которую, собственно, большинство с удовольствием скушало. Но давайте по подробнее. Сначала о «динозаврах». Они, это стыд природы и срам мира сего. То, чем они занимаются, выглядит ужасно. Это не мое субъективное мнение. Это жестокая реальность. Один с видом Будды, так и не покинувшего свой дворец, сыплет модными названиями и умно рассуждает о природе человека, на деле производя, музыку уровня школьного ансамбля начала 70-х годов из города Сычи. А так же штампуя новые стихи, состоящие из плохих самоповторов и вольных переводов других авторов. Зато приблизился к народу. Запел про кладбище, про Гертруду и летчиков. Тематика песен стала настолько идиотической, что может заинтересовать только дегенератов или продвинутых православных священников. Долгое пребывание за границей, по всей видимости, сильно отразилось на словарном запасе. В песнях стали употребляться названия блюд иностранной кухни, компьютерные термины и сленг. Но хватит про него. Другой превратился в банального металлиста. Он сейчас только может утверждать, что с кем-то вместе. Все уже давно порознь, а он все вместе. Правда, этот хоть просто перепевает свои старые песни, почему и не настолько противен. Третий никак не может понять, как ему лучше играть, с группой или без. А надо всего лишь вспомнить знаменитую басню Крылова. Четвертый ничего не делает, только каждый год громко празднует очередной юбилей своей группы. Пятый сосредоточился на себе. То плохой фильм снимет, то фрак наденет. И все ему интересно, как же это на экране он будет выглядеть. Иногда песню запишет. И сразу к ней клип. Что бы, значит, себя показать в каком-нибудь антураже. Но мне, больше всего интересней шестой. Этот могуч. Что поп звезды? Так дешевка. У этого, что не песня, то хит. Что не хит, то фильм «Когда мужчины плачут». И все так у него «за жизнь», душевно. Чем это плохо? Выдуманная жизнь, лживая душевность. Они все так и не вышли из Советского прошлого, хоть и неплохо приспособились к буржуазному настоящему. А главное, они так и не смогли хотя бы войти, я не говорю «выйти», в «Шинель» Гоголя. А сейчас «Шинель» Гоголя это совсем другое произведение, нежели в Советские времена. Не верите? Перечитайте.
Теперь о Цое. Была хорошая группа Кино. Особенно, я ее никогда не любил, но, право, за то, что с ней сделали сейчас, обидно. Я понимаю чисто коммерческие интересы руководителей проекта «Кинопробы», но надо же и совесть иметь. Хуже было только, когда песни Высоцкого пел Газманов. К чужому творчеству надо подходить с особой аккуратностью, а сий проект, как мне кажется, был сбацан за пару недель. Неожиданный успех Здобных Дубов с версией песни «Видели Ночь» объясняется очень просто. Они отвязанную, но романтическую песню Цоя, от которой веяло какой то свободой, простотой и молодостью, превратили в угарную композицию, под которую хорошо жрать водку литрами и наяривать телок в соседней комнате на грязном диване. Что ж, новое время, новые веянья.
А теперь о «нашем будущем». Поток бритпоповцев и псевдорадикалов грязен и мутен. Музыка до неприличия вторична, тексты убоги. Однако здесь я не хочу поливать их грязью из-за того, что популярность этих исполнителей не высока. А вот популярность юных продвинутых певичек огромна. Жалко, только, что они еще молоды, а то можно было им всем присвоить титул «живой легенды». У нас пока только одна есть. Как бы им объяснить, что обладание хорошими голосовыми данными еще не повод для раздувания от гордости. Ведь они поют ту же хуйню, что Натали или Каролина, только облекают ее в другие формы и преподносят другим языком, более молодежным. То же касается и их музыки. Она более современна, но так же убога. Щеки надувать большого ума не надо, нужны хорошие легкие, а с этим делом у юных дарований все нормально.
И все же, в лагере молодых есть имена, заслуживающие внимания. Это, несомненно, Дельфин, который, на самом деле, был интересен еще во времена Дубового Гая. Это Маша Макарова, к сожалению или к счастью, решившая уйти из шоубизнеса. Назову еще, пожалуй, Танцы Минус, ненавидимый эстетами, Мумий Тролль и Би 2. Эти группы интересны хотя бы тем, что отличаются от других. Если кого забыл, прошу прощения.
И что у нас получается? У нас получается задница. Пятьдесят процентов плейлиста «Нашего радио» это полное дерьмо, сорок девять процентов пафосная ерундистика, и только один процент, что-то стоящее. Откуда тогда популярность? Прекрасная рекламная компания вначале, грамотный промоушен далее, неплохие DJ, а главное отсутствие альтернативы. Выбирать то особо не из чего. «Наше радио» стало монополистом в Российской молодежной музыке. И это очень печально. Потому как под формат «НР» не попадает огромное количество молодых и не очень, свежих, оригинальных исполнителей. Наверное, именно по этой причине (не попал под формат) с «НР» уволили Кирилла Кальяна. Жаль, хорошая была программа «Соки Воды». Не думаю, что «НР» еще долго будет занимать верхние места в рейтингах радиостанций. Слишком все закостенело. Постоянные повторения уже начинают вызывать раздражение у самых преданных поклонников. Популярность старых рок звезд с каждым годом падает, а заполнять эфир чем-то надо. Если не произойдет каких-либо координальных изменений, станцию ждет кризис.
А сейчас кратенько о втором детище М. Козырева. Радиостанция «Ультра», самый его многообещающий проект. После закрытия «Радио 101» такую станцию ждали, о ней мечтали. И вот счастье пришло. Поначалу она была воспринята «на ура». Альтернативная музыка в Московском эФэМэ! Наши взяли водокачку! Но вскоре стало ясно, что можно опускать знамена, надевать головные уборы, и закрывать рты. Водокачку не взяли, а купили. И не наши, а ихние. На «Ультре» то же, что и на «НР». Расчет не на постоянного, а на среднестатистического слушателя, хотя станция должна была быть узкоформатной. Опять же вечно повторяющийся плейлист и куча странных исполнителей. На якобы альтернативной станции крутятся Ван Халены, Бон Джови, Дип Перплы и прочее. И причем намного чаще чем, например, Radiohead, чей последний диск «KID A» вообще игнорируется, или Placebo. Естественно, что от станции такого масштаба никто не требует каждый час включать Recoil или Blue for Two. Но на кой на ней Savage Garden! Я не удивлюсь, если кончится все Бритни Спирс.
Хотя все верно! Есть только Бритни Спирс. Все остальное мираж. Есть только Бритни Спирс и Америка. Есть только Бритни Спирс, Америка и Майкрософт. Есть только Бритни Спирс, Америка и Майкрософт, а так же есть город Урюпинск, где, как говорят, нет радио.
P.S. Я не назвал имена Российских звезд не из соображений корректности. Просто, если вы со мной не согласны, но в описании узнали Б. Гребенщикова, К. Кинчева, В. Бутусова, А. Макаревича, Г. Сукачева, Ю. Шевчука, Земфиру, Ю. Чичерину, а так же группы IFK, ВА-БАНК и Иван Купала, то я совершенно прав. И вы об этом знаете.
С.Т.