"Моя смерть ездит в черной машине с голубым огоньком"
Михаил Марголис ("Известия", 08.08.07)
В четверг на Волковском кладбище в Петербурге похоронят светлого музыканта, аккордеониста, одного из ключевых участников "Аквариума" 90-х, создателя "Вермишель-Оркестра" Сергея Щуракова. Он умер под утро 7 августа в одной из питерских клиник от осложнений, последовавших после второй за неделю серьезной операции.
В 1996-м, когда по стране громыхал агитационный тур "Голосуй или проиграешь!", а Борис Гребенщиков под аккомпанемент Щуракова признавался, что "сыт по горло древнерусской тоской", Сергей, возможно, особенно остро ощутил тщетность слов. Он вышел из игры в "Аквариум" и созвал свой "вермишелевый" бэнд ради собственной инструментальной музыки, исполняемой на мандолинах, флейтах, виолончелях, скрипках и альтах. Оркестру выпала наполненная внутренней свободой и созиданием десятилетка. "ВО" любили на независимых фестивалях — вроде "Скифов" имени Курехина, "Другой музыки" или "Рок-державы", проект хорошо принимали на главных камерных сценах двух российских столиц, да и за рубежом. Все три альбома оркестра — "Анабасис", "Византия" и "Марк Аврелий" —дистрибьютировались (в скромных, конечно, масштабах) даже в Штатах. Щураков написал саундтреки к нескольким фильмам — "Свои", "Марк Аврелий. Последний триумф императора", "Город без солнца". За последнюю работу Сергею в прошлом году вручили премию на кинофестивале в Польше.
С "вермишелевыми" выступали Питер Хэмилл и Майкл Найман, они внесли заметную лепту в запись альбома "Heart On Snow" Марка Алмонда и поэкспериментировали в альянсе с электронными "Елочными игрушками".
Почти безгрешному в быту, не пьющему, не курящему, мирному семьянину, отцу, завершившему духовные поиски (ибо "все нашел в Православии"), 47-летнему Щуракову, которого БГ назвал однажды "фантастическим музыкантом, лучшим из тех, с кем приходилось играть", было светло и уютно на этом свете. Пессимизм и досада не касались музыки "ВО". В последнее десятилетие душа маэстро отдыхала.
Трудилась она раньше — от "Равноденствия" до "Снежного льва". Этими альбомами обозначен период "Аквариума" в судьбе Сергея. Этапные проекты 90-х, самые сакральные работы — "Русский альбом" и "Навигатор" — Гребенщиков записал при Щуракове. Строка "Моя смерть ездит в черной машине с голубым огоньком" продолжалась щураковским аккордеоном, как и многие другие исповедальные фразы БГ того времени. Для Сергея путь, пройденный с "Аквариумом", по его же признанию, был значимым, но полностью завершенным.
Пять лет назад "Вермишель-Оркестр" записал композицию "Гиневер" для пластинки, посвященной памяти легендарного флейтиста "Аквариума", рано ушедшего Андрея, Дюши Романова. Теперь Дюше и Сергею суждено покоиться рядом — на Волковском. Там же, с ними и Майк Науменко. Волковское кладбище начинает превращаться в рок-пантеон. Дай бог, чтобы процесс замедлился.
Дай бог, чтобы процесс замедлился!!!
Сергея Щуракова вспоминает известный петербургский рок-журналист Андрей Бурлака:
– Сережа Щураков был, конечно, уникальным музыкантом в своем собственном лице, таким мостиком между разными жанрами и музыкальными мирами. Может быть, потому что он сам, по собственному признанию, всегда метался: хотел стать композитором-академистом, а пришлось играть народную музыку, потом случайно попал в рок-н-ролл. Все эти случайно происходившие в его жизни музыкальные знакомства привели к тому, что он в середине 1990-х создал совершенно уникальный, абсолютно беспрецедентный, не имеющий пока определенного названия стиль. Это – смесь этники, барокко и современной электронной музыки. Это уникальный жанр инструментальной музыки, который, с одной стороны, крайне сложен для исполнителя, но очень доступен для восприятия. Его музыка на удивление легка, прозрачна, воздушна. При этом ее играет достаточно серьезный музыкант.
Через «Оркестр Вермишель» прошло порядка 30 музыкантов. И не потому, что это связано с какими-то сложными отношениями в группе, а только лишь потому, что Сережа всегда предъявлял высокие требования к музыкантам. Понятно, что профессиональные музыканты должны где-то зарабатывать, а творчество «Вермишели», как любое настоящее творчество, не очень позволяло это делать.
Сережа участвовал в самых необычных, может быть, неожиданных проектах. Он записывался с Марком Алмондом (Marc Almond). Я уже не говорю о его творческом союзе с Борисом Гребенщиковым, со многими другими музыкантами, которые как проходили через состав его группы, так и просто выступали вместе с ним.
Мне трудно сейчас говорить. Для меня это колоссальная потеря. Я был одним из первых и , наверное, из самых преданных поклонников «вермишельной» музыки и Сережиного таланта. Мне, конечно, очень печально было узнать это известие.
РИА Новости
"В ночь с 30 на 31 июля Сергей был срочно госпитализирован с диагнозом острый аппендицит в очень тяжёлой форме. После операции все пошло на лад, хотя сразу по характеру течения болезни предполагалось, что придется делать еще две операции. В воскресенье ему стало хуже, и в понедельник сделали повторную операцию. Две операции Сереже было, по-видимому, очень сложно перенести. По словам врачей, его организм ослаб и произошел отек легких, который и стал причиной смерти. Знакомый врач сказал, что отек легких вообще может очень быстро вызвать смерть. Изначально никто не предполагал такой исход", - рассказал "РИА Новости" гитарист "Vermicelli Orchestra" Илья Розовский.
http://www.vo.org.ru/ru/index.htm - сайт "Оркестра Вермишель".