Особенности записи электро-гитары в линию и через усилитель
ЗАПИСЬ ЭЛЕКТРОГИТАРЫ ЧЕРЕЗ КОМБОУСИЛИТЕЛЬ С ПОМОЩЬЮ МИКРОФОНА
Допустим, у вас уже есть помещение, комбоусилитель и свой арсенал приставок, звуком которых вы вполне довольны, и теперь стоит подумать о выборе микрофона. Самый традиционный и безпроигрышный вариант - это Shure SM57; его характеристика максимально подходит для снятия звука гитарного комбо. Без практики будет сложно сразу получить точно такой же звук, который вы слышите, находясь рядом с комбоусилителем, но, надеюсь, мои советы вам помогут.
ПОИСК РАБОЧЕЙ ТОЧКИ ДЛЯ СНЯТИЯ ЗВУКА
Перед тем, как располагать микрофон, советую одеть наушники AKG 240 (мониторы), это вам поможет найти нужную точку для расположения микрофона. Другие, обычные наушники будут приукрашивать звук по-своему. Для ясности звуковой картины нужен адекватный мониторинг, если стоит задача снять микрофоном именно тот звук, который вы слышите находясь рядом с комбиком. Для этого совершенно необязательно делать гитарный усилитель громко на тот момент, пока идёт настройка. Звук с гитарного усилителя не должен проникать в наушники при отстройке микрофона. Если у вас Shure SM57, то не стоит ставить его в центр динамика. Микрофон рекомендую расположить ближе к краю динамика, так как диффузор имеет конусообразную форму. Нам нужно стараться ставить капсуль микрофона перпендикулярно диффузору, а для этого микрофон следует повернуть на 20 градусов ниже центра и рабочая точка для снятия звука будет находится в 8 см от края динамика (динамик 12 дюймов). Если вы снимаете звук только одним микрофоном, то можно добиться более или менее похожего на оригинал звучания. Чтобы полностью отразить все звуковые процессы, то одного микрофона мало, так как сложно направленным микрофоном снять звук со всей площади динамика, тем более, если динамик 12 дюймов (это гораздо больше, чем рот певца). Для достижения лучших результатов хорошо иметь в запасе ещё один конденсаторный микрофон типа Neumann U87 или Audiotechnica 4033, 4041 (можно пробовать и другие модели). Но не стоит забывать, что у конденсаторных микрофонов высокая чувствительность, что создаёт дополнительные сложности при их использовании на экстремальной громкости. Так что громкостью придёться немного пожертвовать ради звука.
Самые хорошие результаты в моей практике давала следующая схема расположения микрофонов:
• Shure SM57: наклон на 20 градусов ниже центра и рабочая точка в 5,5 см от динамика, удалённость микрофона 3-5 см.
• Audiotechnica 4033: прямо в центр динамика, удалённость 7-10 см, затем микширование двух сигналов в одну группу в разных пропорциях. Shure SM57 следует cделать громче на 6-7 дб.
Примеры:
1) Shure SM57: 5 см от края динамика
2) Audiotechnica 4033: микрофон по центру
3) Два микрофона в одну линию
4) Shure SM57: 8 см от края динамика
Таким образом, удалось получить монофонический сигнал, максимально похожий на тот звук, который мы слышим. Условия, в которых делаются записи электрогитары, могуть быть разными, поэтому дополнительная коррекция расположения микрофона не будет лишней и при подобных экспериментах с несколькими микрофонами. Необходимо контролировать фазу сигналов. Если фаза сигнала одного микрофона будет сильно отличаться от другого, могут появиться очень неприятные призвуки при микшировании в одну линию.
ПРОСТРАНСТВО (AMBIENT)
Когда мы находимся недалеко от усилителя, мы слышим не только прямой звук, но ещё и отражение звуковых волн самого помещения, и сумма этих сигналов складывается у нас в голове как общий звук. Естественно, что все это множество сигналов отличается по фазе и частотным характеристикам от основного прямого излучения динамика. В дальнейшем, можно искуственным образом эмулировать все эти процессы, а можно ещё использовать дополнительные конденсаторные микрофоны. Устанавливать их можно в метре напротив усилителя, можно и дальше, - в зависимости от того, какого эффекта мы пытаемся добиться. Один из микрофонов надо расположить левее комбоусилителя, другой правее, и развести эти сигналы по панораме влево - вправо, а основной сигнал, который мы снимаем с динамика, оставить посередине. Этот эффект можно назвать "амбиентным", это особенно важно, если мы снимаем звук с так называемого открытого комбоусилителя (открытая задняя часть). Нужно найти место в помещении, где максимально хорошо звучит такой усилитель. Исходя из моей практики, это частично заглушенное помещение от 10 до 100 квадратных метров. Если требуется более плотный и низкий звук, то можно комбоусилитель поставить в угол (как провинившегося). Возможно, возникнет необходимость эти сигналы откорректировать по фазе. Если фаза между основным сигналом и "амбиентным" будет больше чем 100 градусов, необходимо сместить основной трек на 3-15 миллисекунд назад, чтобы избежать сильных фазовых сдвигов, иначе хорошее сведение записанного материала будет крайне затруднительно. Таким образом, мы получим более детальную и близкую звуковую картину. То, что я описал, подходит для записи гитары в студии, в домашних условиях все выглядит несколько иначе.
ЗАПИСЬ ЭЛЕКТРОГИТАРЫ ЧЕРЕЗ КОМБОУСИЛИТЕЛЬ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
В домашних условях мы сильно ограничены в громкости, а ведь не секрет, что ламповые усилители для получения приемлимого звука требуют не менее 70% мощности выходного каскада. Дело в том, что у ламповых усилителей при хорошей громкости перегружаются мощные выходные лампы, и для согласования высокого выходного сопротивления ламп с низким сопротивлением нагрузки (динамика) используется трансформатор. Пока сигнал небольшой, намагничивание не заходит в область насыщения сердечника трансформатора, компрессии нет. Когда сигнал сильный, звук дополняют новые гармоники (искажения), появляется эффект так называемой ламповой компрессии, и тут как раз проявляется либо вся прелесть лампового звучания, либо наоборот - узкий и зажатый звук. Конструктивные особенности выходного транформатора заметно отражаются на звучании, особенно на хорошей громкости, когда мы доводим усилитель до уровня ограничения. Для звука нужна громкость, но для дома нужен компромисс. Вот один из компромиссных вариантов: чтобы понизить громкость самого динамика, не трогая громкость оконечного усилителя, можно сделать элементарный резисторный делитель в цепи усилитель-динамик, но лучше поставить дополнительный понижающий мощность трансформатор (только, конечно, качественно сделанный). При этом не нужно забывать, что сам динамик нуждается в раскачке. Таким образом, мы не сможем добиться звучания как в студии, но сам звук будет лучше и ближе к тому, что мы хотим получить. Ещё вариант: если у вас есть просторный шкаф, нужно тщательно его заглушить материалами, которые имеют свойства поглощать звук и попробовать поставить комбо именно туда, при этом громкость можно сделать гораздо большую.
ЗАПИСЬ В "ЛИНИЮ", ОБРАБОТКА И ПРОДЮССИРОВАНИЕ ГИТАРНОГО ЗВУКА
Для записи электрогитары в линию рекомендую использовать только аналоговые эффекты типа distortion. Лучше, если это будет специально предназначенный для этих целей прибор (преамп вместе с активными фильтрами, так называемый спикер-симулятор), но если вы ставите цель сделать интересный гитарный звук, который будет органично вписываться в вашу концепцию звучания, все равно потребуется некоторая коррекция тембра. Прежде, чем записывать электрогитару в "линию", предлагаю немного порассуждать о тембре звука. Допустим, вам нравится "правильный", ставший уже классикой гитарный звук. Тогда стоит обратить внимание на характеристики гитарных динамиков, ведь именно сам динамик вместе с усилителем даёт необходимый тембр. Как правило, эти динамики имеют резкие подъёмы на частотах в области 2-5 кГц и резкий завал после 5-6 кГц. По звучанию они сильно отличаются от обычных динамиков для прослушивания музыки. Такая частотная характеристика совсем не случайна, а скорее закономерна для перегруженного звука электрогитары. Частоты выше 6 кГц являются для гитары с эффектом distortion не информативными, их активное присутствие создаёт неестественное жужжащее звучание, напоминающее сварочный аппарат. Но самое главное то, что подобный тембр будет смешиваться в миксе с другими инструментами, особенно с хай-хетом и тарелками секции ударных. Для гитарного звука нужно "тело"; это как в акустической гитаре - корпус. Именно комбик выполняет функцию "тела" для электрогитары. Если мы будем записывать электрогитару с дисторшном в "линию", то нам, как минимум, нужно позаботится об искуственном создании этой специфической частотной характеристики гитарных динамиков. Для этой цели можно использовать многополосный графический или параметрический эквалайзер, но лучший результат дают активные фильтры с точно выбраной частотой среза.
Рассмотрим примеры с программными фильтрами. Для начала рекомендую вам поставить на свой компьютер программу Blue Line. Это набор direct-x плагинов, среди них есть Blue Filter - это то, что нам нужно. Саму программу можно скачать здесь:
http://www.musicware.dial.pipex.com/Plug-i...ue-LinePack.htm.
Этот плагин можно использовать в реальном времени в таких программах для записи и редакции аудио и миди, как Cubase SX или Samplitude. Этим программным фильтром вы сможете создать требуемую частотную характеристику, это вам в какой-то степени заменит спикер-симулятор или поможет сделать тембр имеющегося спикер-симулятора более приемлемым. Сам плагин необходимо включить в insert, то есть в разрыв.
Прежде чем приступить к практике, предлагаю ознакомиться с таким субъективным понятием, принятым в музыкальной среде, как тембровое качество звука.
Сочность: 200-900 Гц - перебор усиления на этой частоте приведёт к бочковатому звуку,
Бархатистось: 900-2500 Гц - если перестараться, то звук будет гнусавым и зажатым,
Яркость: 2500-5000 Гц - на этой частоте можно получить яркий или матовый звук,
Резкость: 4000-6300 Гц - звук может быть пронзительным и серебристым или хрустальным. Эти характеристики достаточно субъективны и не претендуют на точное определение, так как особенности слуха и восприятия у людей разные.
Теперь приступим непосредственно к практике, а для начала предлагаю внимательно послушать трэки известных и любимых вами гитаристов, только выбирайте трэк, где звучит только одна гитара. Далее можно сделать анализ амлитудно-частотной характеристики этих треков с помощью програмного спектр-анализатора (напимер Pinguin Audio Meter), и для сравнения запишите свои треки, играя те же фразы или ритмические рисунки. Сравнивать лучше мгновенное значение амлитуды на одинаковых фразах, но не стоит забывать, что готовый спродюссированный звук будет обязательно отличаться от вашего, так как по сравнению с вашим, студийный звук будет в некотором удалении от слушателя, поэтому пики динамической характеристики будут слегка сглажены, а так же сама гитара и эффект переусиления тоже будут иметь отличия, не говоря про медиатор, струны, атаку и оборудывание. На рисунке скрин спектр-анализатора, квинта ЛЯ с открытыми струнами.С помощью фильтра Blue Line попробуйте добиться похожей частотной характеристики как в спродюссированных готовых трэках, не забывая включать спектроанализатор. Частоты в области 6000-12000 Гц полностью подавлять не стоит, они должны быть просто на несколько порядков тише. Как я говорил ранее, эти частоты не информативны для звука в данном случае, но если их полностью подавить, звук будет сухой и плоский, с "синтезированным" призвуком, как в дешёвых гитарных процессорах. Ещё следует обратить внимание на уровень переусиления (драйва) вашего сигнала, и наличия средних частот в вашем distortion-эффекте, так как средние частоты являются самой важной частью гитарного спектра. Если с "серединой" всё в порядке, и ноты, сыгранные вами, хорошо и чётко слышны, то можно двигаться дальше.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ГИТАРНОГО ЗВУКА С ЭФФЕКТОМ DISTORTION
При большом уровне distortion дополнительно использовать компрессор не следует, так как сам distortion является по своей сути компрессором. Его применение уместно только при небольшом количестве эффекта distortion, когда явные пики громкости возникают при сильной атаке медиатора. Уровни компрессии приводить не буду, так как это зависит ещё от уровня динамики других инструментов, входящих в состав звука, а давать советы можно только в каждом конкретном случае. Использование компрессии неоходимо свести только к подавлению отдельных пиков 2-5 дб (RATIO 3:1) и выравнивания динамического диапозона гитары и аккомпанирующих инструментов. Их димамический диапозон не должен сильно отличаться от вашей гитары, иначе не будет слитности и плотности в общем звуке. Время атаки не стоит делать ниже времени атаки самой гитары (1-6 мс), в этом случае вы потеряете изначальные свойства звучания самой гитары
ЗАПИСЬ АКУСТИЧЕСКОГО ЗВУКА ЭЛЕКТРОГИТАРЫ И НЕКОТОРЫЕ ХИТРОСТИ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ
Если у вас пассивные датчики и вы хотите гитару подключить непосредственно на вход звуковой карты или микшера, то нужно обязательно использовать активный DI-BOX. Для тех, кто не знает, что это такое и с чем это едят, объясню. DI-BOX - это устройство для согласования сопротивлений. Пассивные датчики следует включать только в те устроиства, у которых входное сопротивление не менее 500 кОм; в противном случае мы потеряем тембр и получим много шума и неразборчивое, мутное звучание. Если мы хотим получить акустический звук электрогитары с "телом", то можно использовать комбо. Схема следущая: сигнал с гитары попадает на вход DI-BOX, затем один сигнал направляем на вход звуковой карты, другой в комбо, и снимаем звук микрофоном(ми), записываем эти сигналы на отдельные треки. Теперь несколько секретов динамической обработки: у нас есть два независымых трека с записью одного инструмента, в этом случае совсем необязательно компрессировать оба трека. Компрессировать можно звук, записанный с DI-BOX, у него будет более якрая динамика чем у звука с комбика, в этом случае мы убиваем сразу двух зайцев: не давим полностью компрессией динамику, и не выходим за пределы димамического диапозона и получаем в миксе более яркий звук, чем просто с комбика.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА АКУСТИЧЕСКОГО СИГНАЛА
Наверняка многие под словами "динамическая обработка" увидят самый традиционный компрессор, который выравнивает громкость в пределах всего частотного диапозона. Но ведь частотная характеристика гитарных датчиков совсем не отличается линейностью и многое ещё зависит от манеры игры. Я, к примеру, люблю делать периодически довольно сильные щипки медиатором и это никак не вписывается в динамический диапозон при записи, зато это сильно обогощает тембр гитары и в этом случае нам поможет DEESSER.
Это тоже компрессор, только работающий на определённых частотах. В студиях его часто используют, чтобы прибрать шипящие призвуки с голоса в диапозоне от 3-10 кГц, а пики громкости на определённых нотах электрогитары при сильной атаке как раз находятся в этом диапозоне. И если правильно обработать сигнал, то возникает ощущение, что компрессора нет как такового и динамический диапозон в норме. Точные настройки приводить нет смысла, так как это очень индивидуально и зависит от датчиков и способа звукоизлечения.
Ещё очень интересное применение можно найти для этого устройства: с помощью него можно убирать тот самый высокочастотный зуд (5-10 кГц) при игре с эффектом типа distortion, при этом звук не потеряет своей яркости, а гармоники, которые имеют слишком большую амплитуду, не будут торчать как одинокое дерево посреди поля.
СОЗДАНИЕ ПРОСТРАНСТВА И КОНЕЧНАЯ ОБРАБОТКА ГИТАРНЫХ ТРЕКОВ
Хорошо, когда гитара и прочие инструменты записаны в хорошо подобранном для этого помещении и для озвучивания помещения использовались дополнительные "амбиентные" микрофоны, но это, к сожалению, не всегда возможно, так как требует достаточно много материальных и прочих ресурсов. У тех, кто этим обладает, нет необходимости читать подобные статьи, но далеко не у всех есть продюссеры и свои студии с опытным техническим персоналом. Вернёмся все же к тому, что мы имеем, а это скорее всего небольшие домашние студии на базе РС со скромным бюджетом. В этом случае для того, чтобы делать приличные записи, необходимо иметь хотя бы двухканальный микрофонный преамп, аналоговый компрессор-деессер, DI-BOX, два микрофона (один динамический, другой конденсаторный), наушники, мониторы ближнего поля, усилитель и, конечно, программное обеспечение. Для того, чтобы проверить, насколько качественно реализован алгоритм сведения аудио, советую поставить несколько хорошо зарекомендовавших себя программ, записать не менее 15 трэков, и сделать сведение в разныых программах. Таким образом, вы сами выбираете то, что вам наиболее удобно и хорошо для звука.
ПРОСТРАНСТВО
Для создания объёма и ощущения помещения, в котором происходила запись, используются ревербераторы. Замечательно, если у вас есть отдельный процессор с цифровыми входами и выходами для этих целей, например T.C.Electronic или Lexicon (некоторые из этих процессоров дают большой объём при минимальном количестве реверберации, что так ценится опытными звукорежиссёрами). Если таких приборов нет, то приходиться использовать программые ревербераторы, которые по качеству несколько хуже "железных" собратьев, но которые, тем не менее, вполне можно использовать.
Из программных ревербераторов рекомендую использовать плагины Waves, но, прежде чем включать ревербератор, послушайте гитарные трэки. Если звук гитары с эффектом distortion находится слишком близко и звучит излишне приближенно, то наложение реверберации ни к чему хорошему не приведёт. Представьте себе голос, который был записан конденсаторным микрофоном в 40 см от певца, и на него была наложена реверьерация. Звучит это нелепо, за голосом тащится хвост реверберации, и при этом чётко слышны шипящие призвуки, что неестественно. Ведь когда вы, к примеру, слушаете голос в большом зале, вы ведь не находитесь в 40 см от исполнителя. Тот же эффект будет, если вы записали электрогитару, снимая звук с комбика одним микрофоном в 2 см от динамика и потом наложили реверберацию.
Прежде, чем использовать реверберацию, нужно излишне близкий звук несколько отдалить от слушателя. Для этого можно использовать эквализацию, фильтры, эффекты, основанные на короткой задержке около 10-15 мс. Только потом можно пользоваться реверберацией. Слишком много этого эффекта приведёт к потере прозрачности, и звучать при этом запись будет громче, так как реверберация занимает именно среднечастотный диапозон. В конечном итоге важно, какой именно звук вы стараетесь получить. Если вам нравится большой объём и ощущения полетности в звуке без длинного хвоста, можно совсем обойтись без ревербератора, а использовать для создания объёма питч-шифтер. Схема следущая: питч-шифтер создаёт дополнительные голоса, которые можно сдвигать по высоте тона и делать индивидуальную задержку на каждый голос. Только не надо выставлять на нём дикие интервалы вроде терции или октавы, нужно деликатно сдвинуть один голос по тону ниже буквально на пару центов и завести панораму этого голоса вправо. Тоже самое необходимо проделать со вторым голосом, только панораму сдвинуть влево, и тон поднять выше на пару центов, а основной трек оставить по середине. Если все сделано правильно, у вас появится объём без хвоста. Теперь можно для ощущения полётности включить пинг-понг-дилэй и отстроить уровень эффекта. То, что я описал выше, хорошо подходит именно для обработки гитары с эффектом distortion, так как сам эффект distortion создаёт много новых гармоник и не все гармоники являются полезными для звука. Применение ревербератора в этом случае нужно свести только для создания некоторого общего объёма. Для обработки акустического звука электрогитары применение ревербератора вполне оправдано.
Подводя итог, ещё раз подчеркну, что для того, чтобы запись электрогитары с эффектом distortion звучала "вкусно", нужно подчеркнуть частоты в области 4-4,8 кГц, затем сделать резкий завал, но полностью убирать гармоники выше 6 кГц не следует. Для небольшого отдаления источника звука необходимо использовать только эффекты, основанные на короткой задержке, и ф