РУССКИЙ РОК АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Юрий Визбор

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

http://www.zvuki.ru/A/P/3704/
http://www.vizbor.ru/
http://www.bards.ru/Vizbor/part197.htm

ЯКОРЯ НЕ БРОСАТЬ

"Якоря не бросать" - мы давно знаем старую заповедь:
Не бросать их у стенок, где эти сигналы горят.
Якоря не бросать... Не читайте нам длинную проповедь:
Мы немножечко в курсе, где ставить теперь якоря.

Мы бросаем их в море, в холодную льдистую воду,
Мы выходим в эфир, и среди этой всей кутерьмы
Нам пропишут синоптики, словно лекарство, погоду,
А погоду на море, пожалуй что, делаем мы.

Мы бросаем потом якоря в полутемных квартирах,
Где за дверью растресканной тени соседей снуют.
Не галантной походкой - привыкли ходить по настилам -
Прогибаем паркет никуда не плывущих кают.

Словно малые дети, кричат по ночам пароходы,
Им по теплым заливам придется немало скучать.
И волнуются чайки от неудачной охоты,
И всю ночь якоря на шинели сурово молчат.

Но потом им блистать под тропическим солнцем и зноем,
На военных парадах, на шумных морских вечерах.
Якоря не бросать - это дело довольно простое,
Ну, а что оставлять нам - об этом подумать пора.

Мы не бросим и осень, не бросим и топких и снежных,
Голубых, нескончаемых, вечно любимых дорог.
На чугунных цепях опустили мы наши надежды
У глухих континентов еще не открытых тревог.

1963

0

2

Вот как бы кто не спорил, но Наши барды были предвестниками Нашего Рока!!!
и как обидно что новое поколение слушая Зверей не знает того же Визбора....да и вряд ли узнает. Жаль....(

0

3

Вообще, бардовская песня - это глубоко народное явление...
Просто мы словом модным стали называть :)
А надо бы - современная народная песня...

0

4

Не знаю, как и благодарить!
Нашла песню, которую давно искала!
"Телефон" :rolleyes: .
Все-таки Визбор!
урааааа

0

5

Скорее не народная... скорее песня интеллигенции - народная - это барды дворов - т.е. - дворовая.
Есть еще воровские барды....
Все есть - народ, но...гм.. барды разные нужны, барды разные важны?

Многие даже теперь и Высоцкого не знают, не говоря уж о Визборе, Окуджаве и Старом Бардовском сословии...
культура потребления нета...

Но барды дворов и воров - процветают

0

6

Скорее не народная... скорее песня интеллигенции - народная - это барды дворов - т.е. - дворовая.
Есть еще воровские барды....
Все есть - народ, но...гм.. барды разные нужны, барды разные важны?

Многие даже теперь и Высоцкого не знают, не говоря уж о Визборе, Окуджаве и Старом Бардовском сословии...
культура потребления нета...

Но барды дворов и воров - процветают

хорошо сказал )))
согласна на все 100

0

7

А мне "Солнышко лесное" нравится...

0

8

а кому оно не нравится?! ))))) солнышко ведь))))

0

9

А мне "Солнышко лесное" нравится...

Аха...на пьянках самая частая песня. Правда зовётся она * Милая моя* [[

0

10

Да,тут ты прав,я просто поторопился...но все таки хорошая песня

0

11

А мне "Перевал" нравится-походная наша.....

0

12

Юрий Визбор. Люди идут по свету

   Неважно, в туристском походе ты, в геологической партии,  на
вершину ли идешь зарабатывать очередной разряд или  просто  так
шагаешь, потому  что  нет  и  не  предвидится  попутных  машин.
Главное - идти  по  земле,  видеть  людей,  пожимать  им  руки,
калякать о том, о сем. И, может быть, вот тут-то и чиркается  в
промокшую прошлой ночью и оттого покоробленную записную  книжку
какая-то  строчка  песни.  Скорее  всего  она  при   дальнейшем
просеивании пропадет, отстанет от  других  строчек,  так  и  не
войдет в саму песню. Но именно она рождает песню, как прачка  -
гения.

   Так и подбираются эти песни -  от  дорожных  разговоров,  от
странных закатов, от неистребимого самолетного запаха, от  шума
сосен  на  речном  берегу.  Или  вот  от   родника,   где,   по
свидетельству поэта и ученого Дмитрия Сухарева, ее  очень  даже
просто можно зачерпнуть...

   А между тем человека никто не просит писать что-нибудь.  Тем
более песню. - него  другие  обязанности  перед  обществом.  Он
должен  приложить  все  свои  силы  для  того,  чтобы  найти  в
Заполярье  уголь.  Или  так  спроектировать  дом,   чтобы   при
землетрясении он не развалился. Или продвинуть  на  шаг  вперед
сложную термоядерную науку.  Или  произвести  новым  методом  в
штольне массовый взрыв. И написать об этом. Но не песню.  Отчет
написать. Тем не менее человек, которого приятель  научил  трем
аккордам на гитаре в тональности ре-минор,  считает  нужным  ко
всем своим жизненным делам приписать и сочинение песен.

   Зачем это ему нужно? Он что,  хочет  занять  место  в  Союзе
композиторов? Нет. Он что, хочет "выбиться в люди"? Нет, он уже
выбился. И в неплохие люди. Может быть, у него много свободного
времени? Смешно! - человека трехлетняя дочь,  две  общественные
нагрузки,  кооперативная  квартира,  четыреста   знакомых   (по
статистике),  интриги  со  столяром,  который  должен   сделать
стеллаж. Несмотря на это, человек решил  за  ближайшие  полгода
выучить польский язык. Кроме этого, на кухне лежит вот уже  два
месяца приготовленная к капитальному ремонту  и  оттого  крупно
затрудняющая семейную жизнь байдарка "Луч". И вот - на  тебе  -
еще пишет песни!

   Человек отлично помнит, как он  вступил  на  этот  скользкий
путь. Это было давно, на первых курсах института.  Стремительно
познавался  мир.  Из-за  горизонта,  как   дредноуты   облаков,
выплывали важные вопросы. Человек задумывался, глядя в  костер.
Человек учился петь. Со своими друзьями. И  не  просто  петь  -
красиво чтобы было. На голоса.

                Ничто в полюшке Не колышется...

И эта песня учила его больше, чем сто книг.

           Там, вдали, за рекой, Зажигались огни...

И эта песня учила его больше, чем сто семинаров.

   В паровиках,  которые  ходили  от  Савеловского  вокзала  до
станции  Икша,  человек  пел  "с   наше   покочуйте,   с   наше
поночуйте...", и герои военных песен были ему братьями,  словно
он сам, а не его отец, прожил вместе с ними в  землянке  четыре
военных года.

   А  про  него  самого  песен  не   было.   Ну,   всякие   там
"Фай-дули-фай-дули-фай!" или "На кораблях матросы ходят  хмуро"
- это не в счет. А такие, которые, как  говорили,  адресовались
ему лично, - эти как-то  не  пелись.  И  вот  странно:  человек
решает сам написать песню. Нет, не  песню,  а  песенку.  Просто
так. Для себя. И вдруг он узнает,  что  его  песня  понравилась
друзьям. Вот это да! Вот это уж никак не ожидалось!

   Но в большинстве своем песни умирали, так и  не  прижившись.
Среди  них  было  бесчисленное  множество  песен   про   глаза,
отличавшиеся друг от друга лишь мастью: синие, черные, зеленые,
"голубоватые  слегка".  Появился  штамп.  Песня   о   прелестях
туризма: "Пусть дождь, снег, град, ветер,  циклон,  антициклон,
цунами, торнадо - или другие метеорологические трудности -  все
равно мы пройдем  этот  маршрут".  Или:  "Как  хорошо,  что  мы
промокли". И  опять  бесконечный  рефрен:  "Пусть".  Попадались
песни и получше, но интересны они были для определенной  группы
людей,  предположим,  для  второй  группы  первого   курса.   А
четвертый курс, не говоря  уже  обо  всем  народе,  на  них  не
реагировал.  Но  среди  этих   наивных   и   часто   совершенно
беспомощных  сочинений  стали  появляться  песни,  которые   не
умирали, которые вдруг сами по  себе  вспоминались,  неведомыми
путями ехали в другие города, перешагивали в другие  институты.
Они выжили в этом никем не  организованном  конкурсе,  вошли  в
сердца людей прочно и  надолго,  ибо  им  перед  этим  пришлось
выдержать  конкуренцию   с   песнями,   которые   были   хорошо
оркестрованы, безупречно исполнены и переданы в  эфир  по  всем
правилам соответствующей техники.

   Из слабого и ни к чему не обязывающего ручейка  такая  песня
выросла в заметный поток. От ствола  стали  отрастать  веточки:
песня-размышление, диалог, монолог, рассказ,  пейзаж.  Из  этой
песни образовался новый жанр журналистики -  песня-репортаж.  И
если сейчас можно подвести  итог,  то  следует  отметить,  что,
конечно, главное в этих песнях - слова, которые  в  большинстве
случаев отвечают самым придирчивым требованиям песенной поэзии.
Это и понятно. Большинство  авторов  подобных  песен  не  имеет
музыкального образования и, скажем прямо,  менее  талантливы  в
музыке, чем  в  стихах.  Исключение,  пожалуй,  составляют  три
безусловно  одаренных  в  музыкальном  отношении  автора  -  А.
Якушева, Ю. Ким и Е. Клячкин. Кстати, это обстоятельство не раз
отмечали и профессиональные композиторы.

   И все же большинство этих песен не тяготеет  к  канонической
форме, выбивается из ее догм и установок. Хорошо это или  плохо
-  безапелляционно  утверждать  невозможно.  Каждый   раз   это
отдельный случай, который должен разбираться  не  по  основному
параграфу, а по дополнениям и сноскам к нему.

   В этом явлении несколько раз  пытались  разобраться  журналы
"Молодой коммунист", "Октябрь". "Литературная газета" в прошлом
году организовала большую дискуссию, но суть ее осталась весьма
расплывчатой. Кроме того, газета начала эту дискуссию с  письма
некоего инженера, который критиковал слова одной  альпинистской
песни, выдавая ее  за  образец  самодеятельных  сочинений.  При
ближайшем   рассмотрении   выяснилось,   что   слова   эти    -
действительно  очень   плохие   -   написаны   профессиональным
поэтом-песенником. Об этом газета почему-то умолчала.

   Больше всех с этими песнями работает радиостанция  "Юность",
которая по-настоящему  решила  разобраться  в  этом  явлении  и
оценить его.

   Песни эти называют по-всякому. Самодеятельные. Студенческие.
Туристские.  Авторы   их   -   "советские   шансонье",   барды,
менестрели. Можно и еще что-нибудь придумать.

   Но дело не в том, как их называть. Дело  в  песнях,  которые
говорят сами за себя, не нуждаясь в адвокатах. Дело в  авторах,
ибо они живут в гуще народа и в известном смысле сами  являются
его голосом. И черпают темы для песен в своей  лаборатории,  на
своем заводе, на своем корабле или вот в роднике.

1968

0

13

Свой голос

     Запись  (в сокращении)  одного  из последних выступлений Юрия Визбора в
творческой мастерской Московского клуба самодеятельной песни.

     Я никоим  образом не теоретик. И никакими теоретическими изысканиями не
занимался.  Я считаю, что мысль хороша тогда, когда она является сама, и нет
ничего  печальнее навязывания  чужих мыслей. И  еще один  момент  -  общий и
банальный: нет таких мыслей и слов, которые сделали бы  из непрофессионала -
профессионала, из плохого поэта - хорошего или из хорошего  - отличного. Это
мое  глубокое убеждение. И поэтому каких-то тайн или откровений не  ждите от
меня, потому  что я  просто хочу  поделиться  достаточно  практическими,  во
многом дилетантскими мыслями относительно того, что мы называем нашей песней
или самодеятельной песней и т.д.
     Песня - очень  маленький  плацдарм. Чрезвычайно маленький. Даже длинная
песня очень мала. Средняя  песня звучит две  с половиной  минуты. Это крайне
маленькая площадь  - однокомнатная с  совмещенным санузлом. Поэтому населять
ее густо  мы не можем.  То есть  мы можем о многом сказать. Но  как жанр она
диктует нам в  эту квартиру поселить одного-двух человек, для того, чтобы их
рассмотреть,  чтобы  была возможность с ними познакомиться.  Я  говорю не  о
числе, а  о моменте  подробного рассмотрения  души,  рассмотрения  ситуации.
Ситуация должна быть  в определенном  понятии  едина.  Есть  фильмы, которые
проверяются  очень  нехитрым  образом.  В  документальном  кино  есть  самый
простецкий тест - если можно рассказать,  то это достаточно хорошая картина.
Если можно рассказать, значит, у нее есть начало и конец, она  конструктивно
построена,  значит, в  ней  что-то  произошло,  мы  смогли  рассмотреть либо
человека, либо какое-то явление  жизни. Отчасти это относится  и  к песне. Я
говорю не о персонажах - в песне их может быть очень много, а об  интонации,
о состоянии души, о той внутренней нити, которая  в  песне находится, -  она
должна быть одна, а всего остального может быть много.
     Во что я верю?  Я верю в не очень сложное высказывание Тургенева о том,
что талант -  это подробность. Я  сейчас работал над  произведением  Теофиля
Готье "Капитан Фракасс". Он  очень  подробно  описывает  каждую  пуговицу на
камзоле, заплатку, локти.  Имеется в виду  не  такая подробность, а та,  что
нечто решает или
     создает интонацию,  состояние души поющего и  пишущего. Подробность, на
которую опирается вся песня.
     Посмотрите,  как развивается замечательная  песня Городницкого "Кожаные
куртки".  Она  развивается очень гладко.  В  псевдоромантическом духе...  Но
"лысые  романтики" - вот она, подробность. Она  совершенно  не вписывается в
этот псевдоромантический круг. Она еще и правдива, потому что люди, летающие
на Севере, носят  бесконечно шапки, и шапки эти -  знаю, потому что носил их
немало лет, - вытирают  головы. И молодые люди - они лысые. Много  лысых! Вы
об этом  знать не можете, но слова "лысые романтики, воздушные бродяги" дают
вам некоторое новое  качество, представление о правдивости  происходящего. И
поэтому  слова "девочки-невесты",  которые  ходят  еще  школьницами,  в  нас
рождают   замечательное  чувство,  что  жизнь  еще  не  прошла...  Вот   она
подробность, как скрытое лицо песни.
     ...Мне кажется, когда мы сочиняем, занимаемся вообще творчеством, перед
нами так  или  иначе  в  той или  иной  степени  всегда встает  вопрос нашей
позиции. Нашей позиции в самом широком смысле этого  слова. Мы можем ставить
вопрос о гражданской позиции,  хотя я  хочу отметить, что слова "гражданская
позиция"  очень  часто носят,  так  сказать,  смысл  вульгарной  социологии.
Гражданская  позиция - это  понятие гораздо шире.  Я лично  придерживаюсь из
двух позиций  -  адвоката и прокурора  - позиции  адвоката,  позиции защиты.
Позиции человека, которому нужно утешить, ободрить, обнадежить. Мне кажется,
что  это и  есть  одна  из  великих  целей.  Несмотря на  то, что  в  начале
творчества  это  кажется  слишком  общим моментом,  но  рано  или поздно  вы
поймете,   что  вам  нужно  определиться.  Не  перед  кем-нибудь,  не  перед
какими-нибудь  организациями и  даже не перед друзьями - только перед  самим
собой.  Вот  это важнейшее определение в  конце  концов самым решительным  и
невероятным образом будет влиять на ваше творчество.
     Существует  мнение о разделении  личности  художника. Когда в  быту и в
жизни,  в социальном окружении художник может быть невыносимым  эгоистом,  а
как только он приступает  к творчеству, тут из него... Знаете,  я  в  это не
верю.  Хотя  художники  все в  общем-то  люди  сумасшедшие  и имеют  большое
количество странностей, но в  общем и целом их  несовершенность и слабость -
все это  выступает  в творчестве.  И творчество является единственным сколом
души человеческой и самым главным.
     Однажды с  Городницким на Грушинском фестивале мы имели большую  ночную
беседу по поводу инфантилизма самодеятельной песни. Дело в том, что за  день
приходится прослушать двести песен, а когда  они  начинают идти все разом...
Колоссальное  количество   песен  написано  слабой  мужской   рукой,  слабым
мужчиной, переживающим, очень любящим, но в основном пейзаж  один и тот же -
дождь,  ты  ушла, какие-то недостатки в  жизни и такая безвыходность молодой
тоски, которая всегда несовершенна, потому что  в ней нет настоящей тоски  -
старой, зрелой.
     Этот поток песен инфантильных, причем сочиненных во всяких разных краях
нашей страны - он  поражает абсолютно. И  мы с Сашей  пришли  в  неописуемую
ярость  от этого  и  рассуждали  таким  образом:  "Боже  мой,  куда  же  все
подевалось?"   Мы  думали,   что  все-таки  то   поколение,  к  которому  мы
принадлежали,  оно ведь  вышло  из  двора.  Во  дворах  московских  бытовало
гигантское  количество   песен,  которых  мы  сначала  стыдились,  а  теперь
вспоминали с Сашей  все слова -  "На  кораблях  матросы ходят хмуро..."  Это
такая дворовая "понтяра", просто чудо! Оттого, что в тех условиях нужно было
выживать, существовать, и появились песни, в которых виден мужчина. Он может
оценить события, постоять за себя или за даму.
     Я призываю  к мужскому началу в песне  - к тому, что  было у Высоцкого,
есть  у  Городницкого.  Потому   что  инфантилизм  и   вялая  позиция  очень
привлекательны. Тем,  что она  легка - эта довольно  проторенная дорога, где
можно вложить  массу замечательных образов, метафор, и  чем глубже вы будете
погружаться  в это метафоричное болото, тем  будет все  хуже и хуже. Это мое
личное мнение.
     Теперь маленький  вопрос  - но он существует.  Это  вопрос успеха.  Как
относиться к  аплодисментам или  к одобрениям. Вопрос переживания мелких или
крупных успехов. Я не хочу называть имена, но все-таки в бардовском движении
был ряд людей, которые не смогли устоять перед кулачными ударами успехов. Не
смогли.  Они  скатились в  лучшем  случае  -  к водке,  а в  худшем случае -
проигрывали  той самой достаточно банальной пластинке, с  которой  был начат
успех.  Потому  что успех как материальное  отражение  творчества все  время
должен допингироваться новизной, поиском. И даже если творчество заведет вас
в  неизвестные  дебри,   туда,  где,  кажется,  ничего  не  выскребешь,  это
небесполезные походы, как и небесполезны момента отчаяния в творчестве.
     Когда  вы начинаете  писать  песню,  у  вас сложившаяся конструкция, вы
знаете,  к  чему должны  прийти,  и  вдруг появляется  момент,  который  вас
начинает  тянуть в  совершенно  другую  сторону, куда вы  и не смотрели... Я
думаю, нужно  туда  идти.  Туда,  где темно. И  это замечательно. Так же и с
отношением к успеху. Вас всегда должна преследовать мысль - я сейчас говорю,
как "дедушка русской авиации", -  что успех, который вы сегодня имеете, - он
вчерашний.  Это  успех  вчерашнего  дня.  Сегодня  ничего  не сделано  и  не
приобретено.  Нужно  не застывать, не оставаться  в  тех  формах  и  на  тех
горизонтах, на которых вы только что побывали.
     Самодеятельная  песня  отличается от  профессиональной  тем, что она  -
песня  в свитере или  в  ковбойке. И ей претят  блестки на лацкане  пиджака.
Особенно отвратительно, когда развелась масса песен о БАМе и  когда выходили
молодые  люди из вокально-инструментальных  ансамблей в  каких-то немыслимых
фиолетовых  пиджаках,  снабженных какими-то  блестками, и, расставив  широко
ноги,  начинали  петь  по БАМ - как они там  якобы куют что-то такое и ветры
свистят - ну, это кошмар, это дикая пошлятина! Выходя  на  сцену,  вы должны
уважать зрителя. Вы должны одеваться пристойно, аккуратно.
     Есть законы приспосабливаемости певца к залу и зала к певцу или актеру,
и я могу вас уверить, что если вы даете сольный концерт, то первые три песни
проскакивают  мимо.  И  отдавайте  их  на съедение  сразу.  Это то  мясо,  в
результате которого вы  должны  наладить общение друг с другом. Если в вашей
одежде есть какая-нибудь вызывающая деталь - например,  красный бант, то зал
весь концерт  будет  смотреть  на  этот  красный бант и больше ни  о чем  не
думать. Образ свой вы должны, как актеры, создавать.
     И последнее,  как мне кажется... Искусство призвано удивлять  человека,
если выражаться языком для пешеходов, несложным. И через удивление достигать
своих, других целей.  Сказать человеку: "Будь героем!" -  это все равно  что
ничего не сказать. Но спеть песню, в которой был бы элемент удивления, того,
что может человека зацепить необычно, - вот  это и есть номер, которым стоит
заниматься.  Другое  дело,  что  существует  поэзия  и  вид  песен,  который
удивителен сам  по себе. Вот Булат Окуджава не пользуется какими-то  резкими
моментами. Его  поэзия  чрезвычайно  пряма. Он  пользуется  очень  маленьким
образом, но этот образ абсолютно точный. Это поэтическая "десятка".
     Из песен, написанных мной, - а я написал  около  трехсот песен - пою на
концертах очень мало - пятьдесят песен, которые в сценическом ореоле. Песня,
которая поется  с эстрады, должна иметь  очень трудно определяемое эстрадное
качество. Она  должна  более коротким путем, чем другие, идти  к человеку, к
зрителю. У меня есть песни, которые я  очень люблю и считаю вершинами своего
творчества, однако я их в жизни не пою на  концертах! Потому что, во-первых,
это исполнение мне безумно трудно - я человек эмоциональный, и иногда у меня
слезы наворачиваются на сцене, когда я пою. Правда. И когда выносишь любимое
дитя  во  двор  и  говорят:  "А, хорошая девочка..."  -  и уходят, я безумно
расстраиваюсь.
     Самое главное, что  есть в  песне,  - это интонация, свой голос. И  его
нужно обязательно взращивать в  себе, поливать, удобрять  и отстаивать. И те
безумные муки, когда  ты бесконечно упрекаешь себя в  бездарности - в них, в
этой бесконечной борьбе с собой и происходит творчество.

     1983

0