Сегодня исполнилось 40 дней, как не стало Саши... Эту статью в память о нем я написала для журнала "FUZZ", но, к сожалению, полностью ее не смогли там опубликовать. Мне бы очень хотелось, чтобы в этот трагический день вы прочли это и помянули добрым словом замечательного человека, так много сделавшего для блага отечественной рок-музыки.
"Очень трудно говорить о своем друге в прошедшем времени, тем более, если еще совсем недавно ты с ним общался по телефону и обсуждал грядущие дела… 23-го февраля скоропостижно скончался генеральный директор «FEELEE Management» Александр Алексеевич Ларин, почти два десятка из своих 48 лет отдавший работе в легендарной «Горбушке». Его имя мало что может сказать широкому кругу фанатов - даже тем из них, кто не раз бывал на концертах в ДК им. Горбунова, организованных Сашей. Но, без всякого сомнения, его знал каждый, чья работа хоть как-то связана с рок-музыкой.
Я не хочу здесь приводить выдержки из его официальной биографии и перечислять заслуги его фирмы в области поддержания и развития отечественной рок-культуры - об этом уже достаточно написано в различных изданиях. Мне бы хотелось, чтобы здесь прозвучали слова тех, с кем долгие годы Саша работал и дружил, чье творчество он искренне любил и для кого он работал, не жалея своих сил. Выбор именно этих троих людей был не случаен – так, например, семьи Гарика Сукачева и Ларина связывали теплые дружеские отношения очень давно.
Гарик:Сашка был такой, каким должны быть все настоящие друзья. Он был верным другом, с ним было всегда очень приятно общаться. Он такой абсолютно «крестьянский» тип мужика, который мог с удовольствием, а не по принуждению помогать, если ты нуждался в его помощи, причем мог сделать это моментально – это совершенно потрясающая черта его характера. Раньше, в 90-е годы, мы все время ездили к нему на дачу в его день рождения, который был сразу после Нового года – но все это было, пока наши дети были еще маленькими. Потом дети стали расти, больше занятости появилось у всех, но мы оставались друзьями, тем не менее, созванивались время от времени, он иногда приходил на наши концерты…
Удивительно, сколько народу было на прощании, хотя Саня ведь не был звездой рок-н-ролла, он был администратором, можно так сказать. Он не был продюсером, не был человеком, который занимается раскруткой, «промоушном» каких-то групп - человек просто был на своем месте, делал свое дело и ничего больше, казалось бы. Но оказалось, что этот не особо приметный человек делал огромную работу, которая была связана с гигантским количеством людей, и со всеми этим людьми он умел поддерживать великолепные отношения - таких людей совсем мало! Умудриться за 20 лет не испортить отношения с людьми – это ведь надо уметь, и потому «Горбушку», которую должны были закрыть еще 10 лет назад, не закрыли, в первую очередь, благодаря Сане. И эти все концерты, которые проходили там особенно эти последние 10 лет, он вынес на своих плечах, конечно же.. Нужна была определенная гибкость человека, который все это на своих плечах тащит, с другой стороны - какая-то воля, с третьей стороны – ум, с четвертой стороны – наверное, определенная хитрость - всем этим Сашка обладал!
И хотя Саня не был артистом, но он умер как артист! Знаешь, когда мы раньше читали «он умер на трудовом посту», то похихикивали, а вот став взрослыми и пережив смерти многих близких людей, вдруг начинаешь понимать, как это прекрасно – умереть на сцене. Это ужасающе, с одной стороны, но, с другой, это просто великолепно, это настоящее волшебство! И поэтому в смерти Саньки есть боль, тоска, жалость, огромная печаль, но в то же время, восхищение, что так все произошло. Когда мы приехали на прощание, то все пространство возле ДК было заполнено машинами, как на рок-концерте, и столько людей пришло – это просто фантастика, это просто счастье, и если бы Саня это видел, то он был бы потрясен. И я думаю, что для Галки, для ребят, его сыновей, это было очень важно, как любили, любят и уважают их папу. Это удивительная штука, это абсолютно такая смерть звезды рок-н-ролла!
Константин Кинчев не смог присутствовать на том прощании 26-го февраля, поскольку «Алиса» была на гастролях вдали от столицы, но по странному стечению обстоятельств, концерт группы в ДК им. Горбунова пришелся как раз на 9-й день со дня смерти Ларина…
Костя:Сейчас, по прошествии такого небольшого отрезка времени, понимаешь, какого колоссального масштаба фигуру мы потеряли. На мой взгляд, «Горбушки» уже как таковой, в том статусе и в том качестве, какой она была, не будет уже… Будет уже что-то другое, и я думаю, что все снивелируется до обычной, банальной концертной площадки, к сожалению. А той силы, той мощи, той справедливой уверенности в правильности выбранного дела вряд ли у кого еще будет, потому что Саня банальный ДК поднял до суперкультового места всей страны! «Горбушка» только благодаря ему превратилась в то, что сейчас мы имеем и что сейчас, с его смертью, будем терять...
Ведь это площадка, аналогов которой, в принципе, нет: там играли все достойные люди нашей рок-сцены, там играла куча очень интересных, самобытных и вполне сложившихся и известных зарубежных коллективов. Очень много имен, прошедших «Горбушку» - и все это благодаря Сане Ларину, человеку с безупречным вкусом, с большим человеческим сердцем, которое и не выдержало потому, что очень много отдавало… В общем-то, его смерть – это не ошеломляющая новость, мы все были готовы к этому, в принципе, потому что знали о большом количестве операций. Он постоянно ложился в больницу, потому что у него было больное сердце, и, не взирая на это, он шел до конца – это настоящий, чистый рок-н-ролл! Он не заботился о себе и об этом больном сердце, а отдавал, отдавал и отдавал… Огромное ему человеческое спасибо за эту жизнь – яркую, может быть, не такую долгую, какой она могла бы быть, но она достойна настоящего мужчины, Сани Ларина!
вот наибольший удар в те дни, пожалуй, пришлось принять на себя Юрию Шевчуку, с которым в последние годы Ларина связывали, на мой взгляд, наиболее близкие отношения, и которого весть о гибели друга застала в Уфе - буквально накануне двух сольных концертов ДДТ в «Горбушке», намеченных на 25-е и 27-е февраля (ровно в дни до и после похорон) и заявленных как «закрытие 25-го концертного сезона». Кто мог знать, что эти слова окажутся настолько пророческими для человека, приложившего максимум своих сил к тому, чтобы организовать это выступление?
ЮЮ:Саша очень хотел эти концертов. Он несколько раз приезжал к нам в Питер, уговаривал меня и в последний раз даже привез на «День рождения «Пушкинской, 10» всю свою команду…И поэтому мы, конечно, не имели права отменять что-либо, мы просто обязаны были отыграть эти концерты в память о нем! Это было очень тяжело, но мы постарались сделать так, чтобы это не смотрелось как-то пошло, не выглядело просто как поминки. Это были концерты-реквиемы: мы убрали из программы какие-то веселые песни и сыграли те вещи, которые более всего могли передать всю горечь и боль утраты…
То, что сделал Саня за 20 лет своей службы, трудно переоценить. Он был очень скромным человеком, но он был настоящим солдатом рок-н-ролла - даже умер он 23-го февраля. В самые тяжелые для «Горбушки» времена тащил он на себе этот груз, и сердце его, в конце концов, не выдержало. Но Саня создал замечательную команду, и он сумел сделать это место самым демократичным из всех концертных залов. Здесь всегда царила атмосфера неповторимой внутренней свободы, и здесь всегда была самая благодарная публика! Я считаю, что «Горбушка» должна обязательно жить и дальше, потому что это уникальное место – она должна иметь некий статус культурного символа конца 20-го века, символа современной музыкальной культуры. Мне очень не хотелось бы, чтобы она повторила печальную судьбу «Сайгона» в Питере – кафе, в котором сам Бродский когда-то пил кофе за 20 копеек, и куда захаживали посидеть Цой, Курехин, Майк… «Горбушку» нужно сберечь, она должна жить и дышать дальше, и мы будем молиться за это!
Так получилось, что пресс-релиз к этому заключительному показу программы «Пропавший без вести» Саша неожиданно попросил написать меня. И читая сейчас фразу, которую мы с ним обсуждали в январе: «идя навстречу своим друзьям и поклонникам, долгие годы хранящим верность идеям настоящего рок-н-ролла, питерские музыканты делают еще один подарок!» - я понимаю, что это, в первую очередь, был прощальный подарок всем нам от самого Ларина. И как же мне не хотелось бы, чтобы сам он когда-нибудь «пропал без вести» в нашей памяти! Будем надеяться, что для друзей и близких, а также для многих тысяч людей, кому довелось хоть раз присутствовать на празднике в ДК им. Горбунова, организованном Сашей Лариным и его командой, он всегда будет «Живой» - ведь именно так называлась первая сольная программа ДДТ, представленная на легендарной сцене.
Вечная память тебе, Сашенька! Спасибо тебе за все и прости нас… "
А-лена