12-струнная гитара
Кто может сказать сколько на гитаре должно быть струн для оптимального звучания? Ответ на этот вопрос будет звучать по-разному в зависимости от того где и кому мы его зададим. Какой-нибудь гитарист гаваец может сказать - четыре, европеец или американец скажет - шесть! Ну а среди русских есть многие, кто скажут - семь. Но есть еще и определенный, небольшой контингент гитаристов, которые ни на секунду не задумываясь скажут - двенадцать. Именно для тех, кто хочет войти в этот "узкий круг" и написана эта статья.
Впервые 12-струнная гитара "официально" появилась в Америке в начале 20-го столетия.
Итальянские мастера работающие на таких известных музыкальных фабриках США, как Оскар Шмидт и Ригал были первыми, кто включили гитару с 12-тью струнами в свои каталоги.
По-этому именно Италия считает себя родиной 12-струнной гитары, тем более, что в итальянских традициях изготовлять инструменты со спаренными струнами, возьмем хотя бы знаменитые на весь мир итальянские мандолины.
Однако есть еще одна страна оспаривающая право быть родиной 12-струнки - это Мексика.
В Мексике гитары с 12-тью струнами появились еще много столетий назад.
Правда они были других размеров и струны на них были спарены несколько иначе, но все же на современную 12-струнку они были похожи гораздо больше, чем итальянская мандолина.
США в свою очередь, имеют право назвать себя родителем этого инструмента, так как именно гитары производства США разъехались по всему миру и сделали из 12-струнки едва ли не самый удобный инструмент для аккомпанимента.
Но кто бы ни был настоящим родителем, дите не осталось без присмотра: на этих чудесных инструментах играли и играют тысячи профессионалов от знаменитого Лио Коткэ, до не менее знаменитого Александра Розенбаума. И мне думается, что даже любой серьезный любитель не прочь добавить к своему гитарному арсеналу 12-струнку.
Чем же, собственно отличается этот инструмент от "стандартной 6-струнной гитары"? Чисто внешне почти ничем, кроме того, что все 6 струн на нем спарены и настроены в унисон. Присмотревшись ближе видно, что начиная с третьей струны все пары не одинаковые - одна струна в паре толще (как на шестиструнке), а другая гораздо тоньше и без обмотки. Сделано это для того, что бы струны в парах настраивались одна на октаву выше другой. Другими словами - эти пары настроены хоть и в унисон, но одна из струн на октаву выше другой.
А теперь представьте на секунду какой при этом получается звук?! Объемный, мощный, почти такой как-будто играют два инструмента.
Строится 12-струнка так же как и ее 6-тиструнная сестричка. Естественно, учитывая то, что описано выше.
1 струна - E (ми) - обе струны одинаково
2 струна - B (си) - обе струны одинаково
3 струна - G (соль) - тонкая на октаву выше толстой
4 струна - D (рэ) - тонкая на октаву выше толстой
5 струна - A (ля) - тонкая на октаву выше толстой
6 струна - E (ми) - тонкая на октаву выше толстой.
Безусловно можно использовать и альтернативные настройки, учитывая схему приведенную выше. Более того, тем кто уже имеет опыт игры я даже рекомендую опустить струны на пол тона\тон и послушать результаты. Часто при такой "слегка заниженной" настройке звук даже лучше.
Теперь немного о тонкостях, которые внешне не видны, но очень сильно влияют на звук. Ни для кого не секрет, что натяжение струн в 6-тиструнной гитаре приблизительно равно 150 фунтам. Так же все знают, что пружины на внутренней стороне деки служат в первую очередь для того, что бы сдерживать это натяжение и предохранять деку от деформации, и уже только во вторую очередь эти пружины, вернее их форма, вес и расположение влияют на звук инструмента.
Что же получается? Увеличив вдвое натяжение за счет дополнительных струн на 12-струнке мы должны вдвое увеличить толщину деки и пружин. В противном случае наша гитара просто самоуничтожиться под неадекватным натяжением.
Но, дамы и господа, смею вас заверить, что если поступить именно так: просто увеличить вдвое толщину всего, что связанно с прочностью инструмента, мы получим стиральную доску со струнами. Играть это приспособление может как-то и будет, но звук этот желанным никак не назовешь. Могу даже описать этот звук, хотя никто такие гитары на выпускает. Это тонкий, слабый звук в котором много высоких и практически нет низких.
"Откуда я знаю какой будет звук, если никто не делает такие гитары?" - спросите вы. Дело в том, что многие дешевые 12-струнки так сконструированы.
Конечно никто не делает деку ровно вдвое толще, но дабы упрочнить инструмент многие китайско\корейские фирмы для деки используют многослойную фанеру, которая хоть и прочнее, но вибрирует хуже. Кроме того эти компании наклеивают "дополнительные" пружины, что окончательно убивает вибрацию.
Получается, что если любой профессионал скажет вам, что вы не сможете найти мало-мальски приличную гитару дешевле, чем за $200, то к этому я добавлю, что если разговор идет о 12-струнке, то эту сумму, как и количество струн придется увеличить вдвое.
Хотя, должен отметить, что на рынке пользованных инструментов попадаются и приятные исключения.
Это что касается конструкции инструмента, а теперь немного о самых известных изготовителях.
На сегодняшний день любая, даже самая захудалая фабрика выпускает 12-струнки. По-этому я приведу всего несколько примеров фирм, которые на мой взляд запустили в массовое производство наилучшие экземпляры и создали этому инструменту сегодняшнюю славу.
Пожалуй самая примечательная из всех компаний выпускающих гитары с 12-тью струнами - Гилд (Guild). В далекие 60-тые годы маленькая и еле сводящая концы с концами компания стала на какое-то время чуть ли не самой известной в Америке именно благодоря 12-стрункам к производству которых они обратились.
До сих пор они считаются стандартом, таким же как Матрин в 6-тиструнках. Отличительная черта гитар Гилд, это двойной анкерный стержень и специальная конфигурация пружин увеличивающая прочность, но не уменьшающая звучание.
Свой вклад в популяризацию 12-струнных гитар внесла так же и фирма Овейжен (Ovation).
Их знаменитые модели Legend и Adamas наиболее популярны именно в 12-струнных вариантах.
А звучание такой Овейжен подключенной к усилителю просто потрясающее!
Ярким примером является гитара того же Розенбаума, та самая Овейжен черного цвета, которую он использует на почти всех своих концертах.
На рынке электрогитар безусловным лидером является фирма Рикенбакер (Rickenbacher). Это классика электрических 12-струнных гитар.
Пожалуй среди электро они самый популярные. У этих гитар очень необычное для 12-струнных расположение колков.
Звучание их гитар можно услышать у самых знаменитых исполнителей и групп от Битлз до Тома Петти.
Второе место среди 12-струнных электрогитар можно по праву отдать Fender Stratocaster XII - модели достаточно редкой, но при этом легендарной.
Что касается более "экзотических примеров", то большое количество мастеров-одиночек и маленький мастерских выпускают совершено потрясающие 12-струнки, среди прочих особено хочется отметить фирму Бриидлав (Breedlove).
Их модели отличаются не только отличным звуком и качеством, но и экзотическим подбором дерева. Самая популярная 12-струнная модель, например, выпускается с задней стенкой корпуса из африканского полосатого дерева эбони.
Пока еще это довольна молодая и маленькая фирма и на вряд ли ее продукция известна российскому потребителю, но я уверен что за ней будущее.
Вот в общих чертах и все, что можно рассказать о 12-струнных гитарах. В качестве послесловия скажу, что хоть и наиболее распространенным видом игры на ней является аккомпанемент, многие мастера используют ее для соло партий и результаты превосходят все ожидания.
Благодаря тому, что по строю 12-струнка совпадает с 6-тистрункой переучиваться играть вообщем-то не нужно, нужно только "подстроить" свои пальцы под спаренные струны. Конечно же многие стандартные приемы игры, вначале получаются довольно неуклюжими, но со временем все становится на свои места. Думаю, что если вы еще не попробовали этот дивный инструмент, то вам необходимо пойти в музыкальный магазин. А дальше сердце подскажет!
Эд Призант, 2000