РУССКИЙ РОК АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » РУССКИЙ РОК АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ » Гитара » Классическая гитара


Классическая гитара

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Классическая Гитара

Этот материал не несет в себе цель описать детально конструкцию этого непростого инструмента, а скорее является обзорной статьей.

Классическая гитара вышла из испанской гитары, на которой изначально играли традиционную испанскую музыку, а потом в начале 20 века на этих инструментах стали играть классическую музыку. Гитара стала академическим инструментом, и классы гитары стали появляться в музыкальных училищах и консерваториях. Тогда то эта гитара и получила свое название "классической".

Наиболее значительный вклад в популяризацию классической гитары сделал гениальный испанский музыкант Андреас Сеговия - являющийся эталоном и "богом" классической гитары. Силу его влияния можно сравнить с такими именами как Николо Паганини в скрипичной музыке или Джими Хендрикс в электрогитаре. Яркой иллюстрацией к этому является факт, что наиболее известные классические гитаристы сегодняшнего дня являются прямыми учениками Сеговии.

В отличие, от других видов гитар, конструкция "классической" гитары, как и техника исполнения, является давно сформировавшимся явлением, не подвергающимся никаким изменениям, и совершенствование там происходит исключительно в плане качества. Во многом это объясняется тем, что на этих инструментах играют по большей части академическую или фолк музыку. Хотя сыграть на этих инструментах можно композиции абсолютно любой стилистики, (но при этом в академической манере). На классических гитарах стоят нейлоновые струны, и они предназначены исключительно для пальцевого звукоизвлечения. Медиаторы классической техникой не предусмотрены.

В классической гитаре все, как правило, более строго, чем в остальных разновидностях гитар. Сразу хочу оговориться - речь идет о дорогих классических и фламенко гитарах. Чем ниже стоимость инструмента, тем больше вероятность замены "стандартных" материалов на более дешевые. Например, если стоимость инструмента менее $300, то не исключена возможность того, что более 50% материалов не будут соответствовать "стандарту". Это не значит, что такой инструмент не годится для домашней или даже профессиональной игры, просто звучание таких инструментов обычно не совпадает с тем, которое большинство профессионалов считает общепринятым.

Корпус

Верхняя стенка (дека) изготовляется из ели или кедра. Верхний и нижний клетц из того же материала, что и дека, равно как и пружины. На инструментах ручной работы часто можно увидеть совершенно потрясающий дизайн розетки вокруг резонатора. Розетка изготовляется из очень тонких деревянных пластинок, переплетенных и нарезанных в так называемую мозаику. Это целое искусство, требующее отдельной статьи, но поскольку розетка никак не влияет на звук, в более дешевых инструментах она изготовлена из "ширпотребной" пластмассы.

Задняя и боковые стенки корпуса изготовляются из палисандра (rosewood). Причем в мастеровых гитарах - чаще всего из бразильского палисандра. Никакие другие варианты не принимаются, кроме... кипариса (cypress) - для фламенко гитар. Кипарис отличается звонкостью и считается стандартом во фламенко гитарах. Во всех остальных случаях используется палисандр. Он имеет глубокий и ровный звук. Считается, что чем он темнее, тем лучше его качество, самый лучший вообще достигает цвета черного кофе. Волокна на нем должны быть расположены ровно относительно друг друга и вертикально вдоль линии склейки. (Наверное, ни для кого не секрет, что как верхняя, так и нижняя дека склеиваются из двух симметричных половинок).

Кстати, и на передней стенке принято придерживаться тех же правил относительно расположения волокон. Обводка (окантовка) изготовляется опять же из палисандра, хотя часто используются и другие, более контрастные по цвету породы дерева. Для этой части инструмента не существует строгих правил, но одна вещь все-таки общеизвестна: пластиковая окантовка - удел дешевых инструментов.

Это правило не распространяется ни в коей мере на фолк-гитары, где часто даже инструменты стоимостью более $3000 имеют окантовку из пластика. Но, как я уже упоминал, в классике "другие правила игры"

Гриф

Тут, опять же, выбор древесины невелик - чаще всего кедр или красное дерево, несколько реже - клен. Гриф вклеивается в корпус. Никакие другие крепления типа винтовых не принимаются. Гриф, как известно, состоит из пятки (каблучка), которая, собственно, и вклеивается в корпус, ручки - основной части грифа, которой касается рука при игре, накладки (в которую вбиты лады) и головки (ладошки), к которой крепятся колки.

Основная особенность классического грифа - это отсутствие анкерного стержня. В связи с его отсутствием, для того, что бы сделать ручку грифа более прочной, используется следующая хитрость: на стадии изготовления ручка грифа распиливается вдоль, и между двумя половинками вклеивается полоска (около 1,5 дюйма толщиной) из черного дерева. Таким образом, ручка грифа превращается в своеобразный ламинат, а ламинат прочнее цельного дерева. В результате, если повернуть гитару, на грифе видна вертикальная черная полоса, начинающаяся возле пятки и заканчивающаяся возле головки.

Так же накладку грифа принято делать из черного дерева. В накладке прорезаются пазы для ладов, а сами лады специальным молоточком вбиваются в эти пазы. Именно вбиваются, а не вклеиваются. Верхняя часть накладки (куда и вбиваются лады) идеально плоская.

Никакого "закругления", как на фолк-гитарах, нет. Да и сам гриф гораздо шире, чем гриф фолк-гитары.

Голова грифа

Это одна из наиболее важных вещей для мастера-изготовителя. Форма этой головы - это его своеобразная подпись.

Каждый мастер придумывает свою форму головы, и если его гитары становятся популярными среди профессионалов, то большие фирмы - производители дешевого "ширпотреба" начинают копировать эту форму. Функционально головка существует для того, чтобы носить на себе колки. В классических гитарах голова "прорезная" (В ней прорезаны два продольных отверстия, куда вставляются колки, по 3 с каждой стороны).

Во фламенко инструментах часто встречается другая система: в цельной голове просверливаются 6 круглых отверстий, и в них вставляются "пробки-колки", в которые в свою очередь вставляются струны. Для тех, кому это описание не дает ясности, рекомендую посмотреть, как крепятся струны на голове скрипки - система та же. Также на грифе находится верхний порожек - обычно костяной.

Бридж

Он изготовляется из палисандра, в него вставляется нижний порожек (костяной). Также в нем просверлены тонкие отверстия, в которые, как в ушко иголки, продеваются струны. Далее струны "обвязываются" вокруг порожка. Существует несколько систем "обвязывания" струн, но, как говорится, "на пальцах этого не покажешь".

Изготовители

В наше время гитары формата классичесских делают большинство гитарных фирм, - это относится и к знаменитым элетрогитарным (Gibson, Fender, Ibanez, Washburn и др.) и к многопрофильным холдингам (Yamaha и др.) и к чисто акустическим фирмам типа (Martin и др.). По большей части это недорогие, но вполне качественные инструменты ("ширпотреб"), хотя и среди них попадаются очень приличные дорогие модели.

Теперь в двух словах о громких именах в этой отрасли гитаростроения. В отличие от других видов гитар, лидером в классике считается Испания, а не Америка. Самая известная фирма-изготовитель - Рамирез. Уже много поколений семьи Рамирез управляют фирмой, которая за последние 100 лет из маленькой мастерской превратилась в концерн, состоящий из нескольких фабрик. За славой Рамиреза пытаются угнаться такие известные компании, как Кордоба, Эстивез Контрарез, Пэрез и многие другие. Как видите, все это испанские имена и компании. И все они начинали с маленьких цехов и переросли в огромные фабрики.

Однако лучшие из лучших инструментов все-таки делаются мастерами-одиночками, разбросанными по всему миру от Америки до Австралии.

Эд Призант, 2000

0

2

Здравствуйте, уважаемые поклонники акустической гитары. В сегодняшней статье речь пойдет о влиянии дерева на звук инструмента. Все мы знаем, что на звук любого вида гитар (а акустических особенно) влияет множество факторов — размер инструмента, его форма, крепление пружин, и даже такие, казалось бы, малозначимые вещи, как вес грифа и струнодержателя. Но главное — это дерево, именно с него все начинается.

Ни для кого не секрет, что все гитары звучат по-разному и одна из главных причин этого явления — разница в сортах дерева, из которого они изготовлены. Поэтому, отбросив все мелкие детали и условности, мы сейчас попытаемся выяснить, каким же образом влияет на звук гитары сорта древесины, из которых она изготовлена.

Какие же породы дерева используют в гитаростроении? Скажу честно — их так много, что я даже затрудняюсь перечислить все, но есть, что называется, «традиционные» сорта и от них мы и будем отталкиваться.

Начнем с главного: верхней стенки коробки. Это часть инструмента — наиболее влияющая на звук. Есть две стандартные породы дерева, используемые для верхней стенки — это ель (spruce) и кедр (cedar). Как правило, ель придает звуку более резкий и звонкий оттенок, а кедр более мякгий и «обволакивающий». В акустических гитарах в основном используют породу ели, именуемую «sitka spruce». Она растет как в Америке, так и в Европе, и не является редкой породой, поэтому и цены на неё умеренные. Иногда на передних стенках более дорогих инструментов можно увидеть «engelmann spruce», этот вид еще называют «немецкой елью». Растет она в основном в Альпах и в Канаде. Она мягче обычной ели и, соответствено, звук у нее не такой резкий. На вид она тоже отличается от обычной ели — имеет белый оттенок, почти молочный цвет. Особо хорошо это видно на более старых инструментах, где sitka становится золотистого цвета, а engelmann — слегка желтоватой.

В очень редких случаях и, как правило, на инструментах стоимостью свыше 3000 $ можно увидеть ещё один подвид ели — «а dirondack spruce» — «красную ель». Это довольно редкая и дорогая разновидность, обладающая звуком звонким, как sitka , но более глубоким. Когда-то именно эта порода ели считалась стандартом в гитаростроении, но уже много лет подавляющее большинство гитар изготовляются из «sitka spruce». Отсюда вывод: самые популярные виды дерева для передней стенки — ель или кедр. Кедр придает звуку более мягкий оттенок, но зато ель более звонкая. Кроме того, ель с годами приобретает более глубокий звук; она как хороший коньяк — чем старше, тем лучше. У кедра это качество практически отсутствует. Но в любом правиле есть исключения — иногда попадаются приятно звучащие и довольно дорогие иструменты, где вся дека (и верх, и низ, и бока) сделаны из красного дерева, или из дерева коа, но это, как я и говорил, исключения. Подавляющее большинство гитар все же изготавливается с передней стенкой из ели или кедра. Особено кедр популярен в классических гитарах.

Перейдем к бокам и задней стенке коробки. Обычно они делаются из одинаковых материалов. Самые популярные — «mahogany» (красное дерево), «rosewood» (палисандр) и «maple» (клен). Не все, что хорошо для электрогитар, хорошо для «акустики», например ольха и липа практически не используются, но давайте по порядку. Стандартом принято считать красное дерево и палисандр. Все остальные материалы принято сравнивать именно с ними.

Красное дерево придает инструменту мягкий «ровный» звук. Звук этот обычно средней глубины и каждая струна хорошо звучит отдельно, то есть красное дерево - прекрасный выбор для тех, кто любит игру «переборами». Также, при использовании систем амплификации (звукоусиления) этот вид дерева дает прекрасные результаты — особенно, если инструмент не имеет внутреннего звукоснимателя и записывать приходится в обычный микрофон.

Палисандр же обладает более глубоким и «вязким» звуком — это особено чувстуется на басах. Этот вид дерева хорош для ритмических партий, игры в акустическом оркестре и просто если вам нравится более глубокий звук. В отличие от красного дерева, струны по отдельности слышны хуже, зато, если резко ударить по всем струнам сразу, получается сложный и объемный звук. Записать в микрофон такие гитары несколько сложнее, но если электроника встроена в гитару, то результаты будут хорошими.

Все остальные виды, как я говорил, сравнивают с этими двумя. Например, клен обладает более резким и звонким звуком, чем палисандр, то есть ближе к красному дереву, но он не имеет такой мелодичности и мягкости звука как красное дерево.

Еще одно довольно известное дерево в гитаростроении — орех. Почему-то большинство мастеров-одиночек Америки и Канады обходят гитары из ореха стороной, оставляя их производство большим компаниям. По-моему, это ошибка: я играл на нескольких совершенно потрясающих инструментах из ореха. Звук у него довольно звонкий и не очень глубокий, но если сочетать его с кедром, то получаются прекрасные результаты.

Также в последнее время приобретает популярность гавайская коа. Информации по этому дереву немного, поэтому поделюсь личными впечатлениями. На мой взгляд, звук коа немного глуховат. Он мягкий и достаточно глубокий, но я в нем не слышу звонкости. Зато внешне это один из самых красивых видов дерева, который я когда-либо видел.

В заключении нужно добавить, что самым «элитным» деревом в акустике считается бразильский палисандр. До 1969 года практически все использовали его в гитаростроении , но правительство Бразилии запретило его экспорт и теперь за две хорошие сухие досочки для стенок гитары приходится выкладывать до 2000 $, что мало кому по карману. Поэтому большинство современных гитар сделаны из палисандра, экспортированного из других регионов. Надо заметить, что акустические свойства того или иного дерева меняются в зависимости от того, где это дерево росло. Этот список можно было бы продолжить, но перечислить все невозможно, а мы рассмотрели практически все основные сорта, встречающиеся в «акустике». Остальное я бы назвал скорее исключением, нежели правилом.

По прочтении всего вышеизложенного становится ясно, что хороший мастер, перед тем как начать делать гитару, думает о том, какой звук он хочет ей придать. Сразу после принятия определенного решения он выбирает материал для передней и задних стенок — это самое важное.

Конечно, наш рассказ весьма поверхностен, тем более, что понятие «глубокий звук» или «мягкий звук» весьма относительны. Но, во всяком случае, большинство мастеров и гитаристов сходятся во мнении, которое я и описал выше.

У нас остается гриф, накладка и струнодержатель. На мой взгляд, эти элементы или вообще не влияют на звук, или я обладаю недостаточным слухом, чтобы почувствовать разницу. Тем не менее, спешу сообщить, что грифы, в основном, делаются из красного дерева или (чуть реже) из клена. Это твердые и относительно недорогие породы. В классических гитарах ещё часто используют кедр с вкл еенной полоской черного дерева (эбони). Черное дерево очень твердое и его так же принято использовать для накладок и струнодержателей. Но оно довольно дорогое, поэтому, если у вас не мастеровая гитара, то скорее всего накладка и струнодержатель на ней будут из палисандра. Это тоже неплохо - палисандр помягче чёрного дерева, но вполне пригоден. Я читал публикации гитаристов, утверждающих, что накладка из черного дерева «приятнее» и им легче играть на инструментах с такими накладками. Я не смею насмехаться или даже спорить с таким мнением, но скажу, что я лично не знаю никого, кто с закрытыми глазами мог бы отличить накладку из палисандра от эбони путем взятия аккорда или ноты на грифе…

Вот, собственно, и всё. Остались только декоративные детали, такие как бортики, детали розетки и тому подобное. Чаще всего они пластиковые. На дорогих инструментах встречаются и деревянные, но уж на звук они точно никак не влияют.

Есть мнение, что сорт дерева, из которого сделаны пружины, тоже придает оттенок звуку, но на мой взгляд гораздо большую роль играет сама форма и размер пружин а сделаны они обычно из того же материала, что и верхняя стенка.

Итак, породы дерева мы рассмотрели и можно с уверенностью сказать, что как минимум в девяти из десяти случаев ваша акустическая гитара будет сделана из дерева, описанного в этой статье. Теперь давайте рассмотрим еще несколько важных моментов связанных с деревом. Как мы уже, наверное, знаем, большинство относительно недорогих акустических гитар сделаны не из цельного дерева, а из ламинированного и, надо отметить, что в последнее время ламинированные гитары становятся все лучшего и лучшего качества. Я, например, пробовал ламинированные инструменты, где я не мог определить по звуку, что дерево не цельное. В принципе, главное, чтобы верхняя стенка была из «настоящего» дерева, а все остальное уже менее важно. В ламинированных гитарах влияние дерева на звук значительно меньше — прессованные слои дерева не вибрируют так свободно, как цельная деревянная пластинка, поэтому «индивидуальности» у этих инструментов поменьше.

В качестве совета: если вы ищете гитару до 300 $, то на дерево вообще не обращайте внимания — главное, что нужно рассмотреть — это удобство игры, качество склейки и, конечно, звук! Но мы отступили от темы — вернемся к дереву.

Еще один немаловажный момент — это расположение волокон. Посмотрите внимательно на любую приличную акустическую гитару — вы увидите, что и передняя, и задняя стенки деки состоят из двух симметричных половинок. Причем не только сама форма, но и расположение волокон обычно симметрично. И сами волокна тоже расположены ровно. Достигается это путем специальной системы нарезки дерева. Считается, что это наилучший способ заставить дерево оптимально вибрировать. Кроме того, нужно обратить внимание на расстояние между волокнами, особенно на передней стенке. Обычно, чем больше расстояние, тем мягче дерево и, соответственно, звук более мягкий и менее звонкий. Считается, что наилучший вариант, это когда расстояние между волокнами — от 1 мм до 2 мм по всей поверхности. Кроме того, неплохо, когда это расстояние не сильно меняется от центра передней стеки к ее краям. Другими словами — ровные и параллельные волокна дают возможность дереву вибрировать наиболее свободно, а, значит, и дарить нам хороший и красивый звук!

Надеюсь, что по прочтении этой статьи, если вы и не решите посвятить свою жизнь искусству изготовления акустических гитар, то уж во всяком случае, вопросов, связанных с тем, из каких пород дерева эти гитары сделаны, у вас не возникнет. А если все-таки возникнет — пишите. Я постараюсь в меру собственных знаний на все вопросы ответить.

Версия для печати

0


Вы здесь » РУССКИЙ РОК АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ » Гитара » Классическая гитара