РУССКИЙ РОК АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Гитара

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

История гитары

II-XV ВЕКА

Самое раннее изображение инструмента, похожего на гитару, относится ко II веку, к Испании. Это рисунок на барельефе, который украшал надгробную стелу в Мериде. Можно различить только верхнюю часть инструмента и его конструкция такова, что он может относиться и к более позднему времени так как лишь двенадцать веков спустя мы обнаружим вновь инструменты столь развитой конструкции. Еще одной важной находкой стали манускрипты, имеющие общий источник происхождения - рукопись монаха из Астурии Беатуса Льебана (VIII век) "Commentaires de l'Apocalypse", содержащая собрание различных толкований апокалипсиса.

Значение рукописи для того времени было так велико, что в течение нескольких следующих веков были созданы ее многочисленные копии, украшенные миниатюрами. По традиции на них были изображены музыканты. В большинстве случаев художники повторяли уже известные образы, но некоторые мастера стремились запечатлеть инструменты, на которых играли их современники. Благодаря этому удалось обнаружить разнообразные типы строения инструментов, соответствующие различным эпохам и регионам.

Начиная с Х века изображение струнных щипковых инструментов становится общепринятым. Инструменты этого периода еще совмещали в себе черты, которые в эпоху Возрождения распределятся между различными видами щипковых - такими, как виола, виуэла и гитара. Гитара имела четыре двойные струны (четыре хора). Следуя своей фантазии, исполнители играли на ней пальцами, плектром или смычком. Постепенно будет вырабатываться более точная техника, которая, приспосабливаясь к строению инструмента, повлечет за собой совершенствование его конструкции и окончательному формированию семейств струнных инструментов.

В XIII веке гитара была уже широко известной в Испании. Она становится народным инструментом, применяется для сольной игры, аккомпанемента пению и сопровождения танцев.

Начиная с середины XIII века сведения об эволюции гитары, ее свойствах и роли в музыкальной жизни становятся более точными, и все важнейшие документы опять относятся к Испании. Друг друга дополняют два источника: "Книга Благой любви" Хуана Руиса, протоиерея из Иты и "Кантиги Святой Марии" (ок. 1250) - собрание песнопений в честь Девы Марии, - украшенная миниатюрами рукопись, на которой художник запечатлел придворных менестрелей с гитарами.

В то время уже существовало два вида гитар - гитара мавританская и гитара латинская.

Мавританская гитара - овальной формы, и играют на ней преимущественно плектром (медиатор), что придает резкость ее звучанию, на которое жалуются современники. Мавританские гитары, изображенные в сборнике "Кантиги", очень красивы по форме и строеню. Эта гитара не находит широкого распространения среди деревенских музыкантов, а привлекает коронованных особ и приходится ко двору Альфонса Х.

Латинская гитара имеет более сложную форму, а благодаря своему мягкому звучанию она становится популярной среди любителей утонченной музыки. Судя по всему, инструмент не был высоко оценен королевским двором, так как встречается только в трех миниатюрах и только в руках менестрелей. Особенности конструкции и звучания говорят о том, что латинская гитара была более близкой предшественницей современной классической гитары.

XVI ВЕК

В XVI веке самым распространенным инструментом была виуэла (vihuela).

По приемам игры и внешнему виду виуэла близка к гитаре, но она обладает более узким и выпуклым корпусом.

С XVI по XVII век наибольшее распространение в Испании получила разновидность виуэлы - виуэла де мано (vihuela de mano) - ручная виуэла.

Vihuela de mano бытовала в высших слоях испанского общества. Инструменты богато украшались инкрустациями из твердых пород дерева, кости и серебра.

На них аккомпанировали пению, играли соло и дуэтом, исполняли вариации, фантазии, танцы, пьесы. Наиболее значительными исполнителями и авторами пьес для виуэлы были Луис Милан, Диего де Нарваес, М. де Фуэнльяна. Эти талантливые музыканты превратили виуэлу из аккомпанирующего в солирующий инструмент. О расцвете игры на виуэле говорят появившиеся в середине XVI века сборники с пьесами для виуэлы. В широко распространенных жанрах "романсеро" и "вильянсико" голос сопровождался виуэлой, а позднее гитарой.

В конце XVI века виуэла утратила прежнее значение, однако, применялась до конца XVII века.

Самые ранние публикации произведений для гитары появились в Испании в середине XVI века. Композиторы не слишком высоко оценивали выразительные возможности инструмента, и первые шаги были скромными: четыре фантазии, одна павана и одна гальярда, включенные композитором Алонсо Мударрой в его "Три музыкальных сборника" для виуэлы (Севилья, 1546).

Во второй половине XVI века гитарная музыка в Испании пришла к блестящему расцвету.

В нее все больше стали проникать народные мелодии. Постепенно становилось традицией сочинять вариации к популярным произведениям. Эти вариации получили название "диференсиас" (diferencias). В них чувствовалась любовь испанцев к украшениям, по количеству музыкального "орнамента" эти вариации можно сравнить с арабесками Альгамбры.

Изобретательность композиторов была просто неистощима. Например, Энрикес де Вальдеррабано на тему популярного сатирического романса "Conde claros" написал пьесу из ста двадцати вариаций.

В конце XVI века количество струн гитары, по образцу лютни, увеличивается, и в последние два десятилетия XVI века в Европе, и в том числе в Испании стала распространяться гитара с пятью рядами. Она будет применяться до конца XVIII века.

XVII ВЕК

В первой половине XVII века, с возникновением гитары с пятью рядами характер гитарной музыки меняется. В Европе распространяется стиль расгеадо, заимствованный у испанцев.

Эта перемена не всем пришлась по душе, например, французский теоретик из Бордо Пьер Трише с сожалением заметил, что гитара теперь служит лишь для музыкального сопровождения танцорам, которые пляшут, "дергаясь всем телом, нелепо и смешно жестикулируя, так что игра на инструменте становится неясной и сбивчивой."

Во второй половине XVII века в гитарном искусстве Испании вновь наступает период расцвета. Гитару предпочитают другим инструментам, обновляется композиторский стиль. Во многом это была заслуга испанского композитора Гаспара Санса.

ГАСПАР САНС (1640-1710)

Гитарист, известный композитор и священник, родившийся в городе Каланда. Он получил диплом теолога в Саламанском университете, однако впоследствии уехал в Италию и посвятил себя музыке.

Вернувшись в Испанию, он опубликовал свое "Руководство по игре на испанской гитаре" (Сарагоса, 1674). Это руководство состояло из трех частей - методика игры, упражнения и табулатуры произведений - в основном испанские и итальянские танцы, отрывки из французских балетов.

Книга имела успех и выдержала несколько переизданий. Благодаря профессионализму теоретических советов и высочайшему уровню мастерства Гаспар Санс на протяжении более чем столетия сохранял превосходство над композиторами испанской школы.

XVIII ВЕК

Новый кризис гитарного искусства в середине XVIII века. Изменение конструкции гитары и ее эволюция в последние 30 лет XVIII столетия. Возвращение к профессиональной музыке в последние годы XVIII века. Фернандо Сор. Дионисио Агуадо.

К середине XVIII века в истории классической гитары в Европе наступает кризис. В Испании этот кризис объяснялся общим упадком культуры в стране.

До 1770-х годов гитара сохраняет характерные черты, приобретенные на заре XVII века. Гитара оснащена девятью струнами, которые составляют пять рядов. Две низкие струны настраиваются в октаву.

В течение последующих тридцати лет европейские мастера постепенно изменяют инструмент. Строй становится фиксированным и вводится употребление одинарных струн. Это сильно обедняет регистр инструмента и, чтобы сделать звучание более полноценным, некоторые мастера начинают добавлять шестую басовую струну "Ми", В результате получается строй, сохранившийся до нашего времени. Испания, в отличие от других европейских стран, не сразу принимает эти новшества. Там мастера по-своему усовершенствывают гитары, создавая инструменты с шестью двойными струнами, но в дальнейшем самобытное испанское направление вольется в русло европейской традиции. Написанный для инструмента с шестью одинарными струнами, трактат Дионисио Агуадо "Школа игры на гитаре" (Мадрид, 1825) знаменует окончательный отход от принципа конструирования гитар с шестью двойными струнами.

Благодаря традиционному пристрастию к инструменту, Испания первая возвращается к профессиональной музыке для гитары. Во второй половине XVIII века гитара вновь становится модным инструментом.

Дальнейшее развитие игры на гитаре в Испании и Европе происходит благодаря композитору и гитаристу Фернандо Сору.

ФЕРНАНДО СОР (1778-1839)

Он был прозван "Бетховеном гитары", его глубокая и эмоциональная музыка, мягкая, бархатистая звучность его игры сделали его одним из величайших гитаристов своего времени.

Сор родился в Барселоне. В пятилетнем возрасте он уже сочинял песенки, аккомпанируя себе на старой отцовской гитаре. Он получил музыкальное образование в католическом монастыре Монсеррат близ Барселоны и в 13 лет он уже сочинял сложную музыку.

Как-то раз его учителю заказали сочинить торжественную мессу для солистов, хора и органа, но из-за болезни тот не смог подготовить ее к установленному сроку. Сор помог своему учителю, за одну ночь блестяще выполнив заказ.

Закончив музыкальное образование и найдя себе покровителей, Сор поселился в Мадриде и полностью посвятил себя сочинению музыки и совершенствованию своего гитарного мастерства. В 1813 году он отправился в Париж, где вскоре приобрел репутацию одного из лучших виртуозов, пленив своей игрой Берлиоза, Керубини и других живших во французской столице музыкантов. В 1815 году Сор отправляется в Лондон, где производит подлинную сенсацию своей игрой на гитаре. В 1823 году Сор уже в России, где ему также оказывают исключительный прием. Во время одной из своих поездок в Петербург Сор был приглашен ко двору императрицы Елизаветы Алексеевны, жены Александра I, которая проявила большую благосклонность к гитаристу. Близость ко двору сулила Сору блестящие перспективы и он намеревался остаться в России навсегда, но был вынужден покинуть ее после смерти императрицы.

После возвращения в Западную Европу, Сор продолжал пользоваться небывалым успехом. Его авторитет среди гитаристов был чрезвычайно высок. Однако, к 30-м годам XIX столетия гитара перестает быть модным инструментом, и Сор, как гитарист и как композитор, также выходит из моды. В июне 1839 года Сор умер, полузабытый даже своими друзьями музыкантами.

Музыка Сора стала достоянием истории, многие его гитарные сочинения продолжают жить на концертной эстраде, а его "Школа для гитары" (1830) многими оценивается как наиболее выдающееся сочинение, посвященное гитарной исполнительской технике.

Еще одним блестящим гитаристом того времени был современник и друг Сора Дионисио Агуадо.

ДИОНИСИО АГУАДО (1784-1849)

Он прославился не только как виртуозный гитарист, но и как талантливый педагог. В отличие от мягкого и бархатистого исполнения Сора, манеру игры Агуадо отличал светлый, яркий и блестящий звук. Агуадо родился в Мадриде. В числе его учителей музыки называют известного испанского гитариста падре Базилио. После смерти своего отца в 1803 году Агуадо отправился в имение близ Аранхуэса, где настойчиво занимался гитарой и добился виртуозного владения инструментом.

Однако, в отличие от Сора, успех к нему пришел не так быстро, и до 1824 года его имя не привлекало особого внимания. С 1825 года Агуадо жил в Париже и концертировал в Европе, одновременно занимаясь воспитанием учеников. В том же году была издана его школа "Metodo de guitarra". Вернувшись в 1838 году в Испанию и поселившись в Мадриде, Агуадо до конца своей жизни продолжает преподавать. Его творческое наследие включает десятки этюдов, вариаций, фантазий, рондо, в которых отражены его экспериментальные поиски и новаторские приемы игры на гитаре.

XIX ВЕК

Начало XIX века. Вся Европа охвачена "гитароманией". Любители восхищаются ею, виртуозы разъезжают по всей Европе с концертами, вызывая бурные аплодисменты восторженной публики. Блестящие исполнители, добившиеся мирового признания, - это в большинстве своем выходцы из Испании и Италии, вынужденные покинуть родную страну из-за войн.

В середине XIX века, после Сора и Агуадо, в Европе наступает долгий, длившийся более 50 лет, упадок гитарного искусства. Гитара для композитора становится лишь аккомпанирующим инструментом, забытый всюду, кроме Испании и Италии.

В 1870-х годах в Испании начался подъем в борьбе за возрождение национального искусства. Это движение получило название "Ренасимьенто" (Renacimiento), и его расцвет пришелся на 80-90-е годы.

Идейным вдохновителем Ренасимьенто стал композитор, музыковед и фольклорист Фелиппе Педрель (1841-1922). В середине 70-х годов он выступил с рядом романтических опер на сюжеты французских писателей, а в следующем десятилетии обратился к глубокому изучению народной и профессиональной музыки Испании.

В литературном манифесте "За нашу музыку" и ряде критических статей Педрель призывал современных композиторов к всестороннему познанию национальной музыки, к созданию национальной оперы и инструментальной музыки.

В это время начанается возрождение гитарного искусства, и оно было связано с именем испанского гитариста Франсиско Тарреги-Эшеа.

ФРАНСИСКО ТАРРЕГА-ЭШЕА (1852-1909)

Он принадлежал к тем артистам, которые не выбирают профессию, - гитара была его судьбой.

Таррега родился маленьком валенсийском городке Вилла-Реаль-де-лос-Инфантес. Его увлечение гитарой началось с того дня, как он услышал игру народного музыканта -слепого гитариста Мануэля Гонсалеса, известного по всей Валенсии под именем "морского льва".

Несмотря на увлечение гитарой, Таррега окончил Мадридскую консерваторию по классу фортепьяно. Это произошло лишь потому, что ни в Барселонской, ни в Мадридской консерваториях в то время не было класса гитары. И у Тарреги не было другого выбора, как поступить в класс фортепьяно. Однако, "измена" гитаре обернулась для нее счастьем - Таррега стал высокообразованным музыкантом. Вскоре он уже посетил с концертами все крупные города Испании, а затем и Европы, завоевав успех и признание. Вернувшись в 1881 году в Испанию, Таррега продолжал концертировать и всецело посвящал себя своему инструменту. Он сочинял, перекладывал для гитары произведения знаменитых композиторов - Шопена, Баха, Бетховена, не забывая своих соотечественников - Альбениса, Гранадоса. Наиболее известными произведениями Тарреги считаются "Воспоминания об Альгамбре", "Арабское каприччо" и "Арагонская хота" с вариациями.

Именно Франсиско Тарреге Испания обязана началом возрождения гитарного искусства. Его считают отцом современной классической гитары.

XX ВЕК

Несмотря на открытые Таррегой новые возможности гитары, композиторы начинают от нее уходить после его смерти в 1909 году, что приводит к серьезному кризису репертуара, вызывающему разочарованность у гитаристов. Со смертью Тарреги не только уходит "лучший исполнитель всех времен", но и заканчивается эра композиторов-виртуозов; для гитары снова наступает сложный период. Лишь ученики Тарреги и некоторые любители продолжали поддерживать престиж своего инструмента.

Одним из первых и, пожалуй, самым любимым учеником Тарреги был Мигель Льобет.

МИГЕЛЬ ЛЬОБЕТ (1878-1938)

Один из важнейших представителей национальной школы, Мигель Льобет родился в Барселоне, где и начал свое музыкальное образование, а затем продолжил обучение у Тарреги. Льобет говорил, что не был обыкновенным учеником, который каждый раз получает задание, чтобы в следующий раз его проиграть и получить новое.

Иногда он заставал учителя с гитарой в руках просто сидел с ним тихо и слушал, а потом спешил домой с головой, полной впечатлений и переживаний, и часто продолжались недели, пока он их перерабатывал. Он больше воспринимал гитару, чем обучался игре. В 1900 году Льобет дебютировал на Всемирной выставке в Париже.

Последующие его концерты и турне проходили попеременно в Европе и Латинской Америке, повсюду привлекая внимание к гитаре. Обладая огромным талантом, он стал знаменитостью мирового масштаба, прославившись не только как исполнитель и композитор, но и как учитель.

Еще одним известным учеником Тарреги был Эмилио Пухоль.

ЭМИЛИО ПУХОЛЬ (1886-1980)

Он родился в местечке Гранаделья провинции Лерида. Заниматься с Таррегой он начал в 14 лет, когда поступил в Консерваторию музыки в Барселоне. С 1907 года началась его концертная деятельность в Испании и за рубежом, а позже он выступал и с концертами для виуэлы.

Пухоль преподавал гитару в Барселонской консерватории, создал пятитомную Школу "Рациональный метод игры на гитаре", а также выпустил большое количество переложений для гитары произведений XVI века, которые с 1926 года начали издаваться в Париже, объединенные в сборник "Библиотека старинной музыки".

В 20-х гг. свежий ветер Ренасимьенто стал способствовать возрождению интереса к испанской музыке. Самым выдающимся классическим гитаристом того времени стал Рехино Санс де ла Маса.

РЕХИНО САНС ДЕ ЛА МАСА (1896-1981)

Находясь под впечатлением от его исполнения старинной музыки в мае 1920 года в Гранаде, Федерико Гарсиа Лорка назвал его одним из самых интересных представителей артистической молодежи Испании, странствующим рыцарем, который "с гитарой за спиной бродит из края в край, впитывая в себя пейзажи тех мест, где звучит старинная музыка.

Это человек, исполненный прежде всего волнения и меланхолии... Стремление искать что-то новое в жизни, наслаждаться новыми и неведомыми цветами на своем пути заставило Санса де ла Маса извлечь испанских виуэлистов из XVI века из старых ларей, покрытых паутиной, искусство Санса де ла Маса делает чудеса, Этот великий гитарист сумел встать рядом с теми, кто терпеливо открывал и распространял старинную испанскую музыку".

Одним из самых блистательных гитаристов XX века не только в Испании, но и во всем мире, был Андрес Сеговия.

АНДРЕС СЕГОВИЯ (1893-1987)

"Все мое существо было охвачено неописуемым счастьем, когда я начал играть на гитаре, потому что звук в басах был глубок и сладок, а в верхах трепетным и дрожащим. И ее акцент, ее душа в ее голосе выражались твердо и убедительно. Я позабыл обо всем на свете, кроме гитары".

Испания словно веками собирала силы, чтобы создать такого гиганта, как Сеговия. Сеговия не мог бы родиться вне Испании, ведь именно здесь родилась гитара. На вопрос: "Когда вы начали играть на гитаре?" - Сеговия ответил: "До того, как я родился".

Сеговия родился в Андалузии, в городе Линарес, 21 февраля 1893 года, а через несколько недель семья переехала в Хаэн. Замечательное искусство импровизации народных гитаристов Андалузии и самобытная культура этой древней земли очень повлияли на его мироощущение.

В автобиографии Сеговия описал встречу со своим первым гитарным учителем:

"Однажды в наш дом пришел гитарист фламенко. При первом сильном расгеадо я соскочил со стула и упал. Но когда он начал играть красивые народные мелодии, я был захвачен.
- Хочешь научиться играть? - спросил он. Я кивнул в знак согласия".
В 1910 году в "Артистическом центре" Гранады состоялся первый публичный концерт Андреса Сеговии, организованый его друзьями.

"По дороге на сцену (гитару нес мой друг) ко мне подошел старый флейтист:
- Вы знакомы с гитаристом, который будет сейчас играть? - Я улыбнулся и сказал:
- Хорошо знакомы: мы близкие друзья.
- Он талантлив?
- Вовсе нет. Сейчас Вы сами услышите.
Он был удивлен моей недоброй характеристикой близкого друга и спросил:
- Вы завидуете ему? - И с неприязнью отвернувшись от меня, он вошел в зал.
Но после концерта флейтист пришел обнять меня и сказал:
- Действительно, Ваш друг заслуживает одновременно и мои поздравления, и Вашу зависть".
Первый значительный успех Сеговии был связан с Севильей. Окрыленный успехом, он стал мечтать о концерте в столице, однако, первое выступление не принесло желаемого успеха.

В 1915 году Сеговия познакомился с гитаристом Мигелем Льобетом, благодаря которому ему удалось дать концерт в Барселоне в январе 1916 года. Однако, гитару не стремились впускать в большие залы. Она не была популярным инструментом, и все считали, что сила ее звука недостаточна, и ее просто не будет слышно в большом помещении.

Поворотом в судьбе гитары стал концерт во Дворце камерной музыки "Палау" в Барселоне, где Сеговия, наконец, получил разрешение выступить. Красота звучания акустической гитары буквально околдовала слушателей.

Дальнейшим успехам Сеговии способствовала атмосфера Ренасимьенто, движения за возрождение народных традиций в музыке и культуре Испании. В течение последующих шести лет гитарист завоевал признание своему инструменту не только в концертных залах Мадрида и Барселоны, но и в других городах Испании. К этому нужно добавить успех двух гастрольных поездок в Южную Америку в 1919 и 1921 годах.

Основная проблема, которую стремится решить Сеговия - это создание оригинального профессионального репертуара. Он завязывал творческие контакты с другими музыкантами и лично обращался с просьбами ко многим композиторам. Мануэль де Фалья, откликнувшись на его просьбу, написал пьесу "Памяти Дебюсси". Федерико Морено Торроба - танцы, ноктюрны, пьесы, прелюды, "Кастильскую сюиту", "Кастильский концерт". В 1919 году Сеговия сделал транскрипцию фортепьянной пьесы Альбениса "Легенда", которую ожидало действительно легендарное будущее.

20-е годы стали временем рождения новой эпохи в гитарном искусстве и началом мирового признания Сеговии. Каждое выступление Сеговии воспринималось как чудо, как открытие нового. Он стремился преодолеть стереотипы и утвердить гитару в качестве солирующего инструмента.

Андрес Сеговия и гитара покоряют Париж, Лондон, Буэнос-Айрес. В 1928 году, в день, когда должен был состояться седьмой концерт в Буэнос-Айресе, в тот же час напротив давал концерт всемирно известный пианист Артур Рубинштейн, на всех предыдущих выступлениях которого, как и на концертах Сеговии, залы были переполнены. Но опасения по поводу "дуэли" гитары с фортепьяно были напрасны: постоянно висящие таблички у залов, где выступали Рубинштейн и Сеговия, сообщали: "свободных мест нет".

Если в 20-е годы имя великого гитариста связывали с рождением нового искусства, то в 30-е его можно было с полным основанием назвать создателем гитарного искусства ХХ века. Его благородной целью было возвысить гитару, а достойное место гитаре мог обеспечить только высокохудожественный профессиональный репертуар. Сеговия не прекращал поиски новых сочинений, обращаясь к разным композиторам. На его просьбы откликнулись Морено Торроба, Пабло Казальс, Хоакин Родриго, Федерико Момпу, Гаспар Кассадо, Мануэль Понсе, Вила Лобос и многие другие композиторы Европы и Америки. Многие до встречи с Сеговией не сочиняли для гитары.

Благодаря Сеговии в большинстве консерваторий и музыкальных училищ мира был введен класс гитары. С 1955 года он занимался с учениками в живописном итальянском городе Сиене, а затем преподавал в Сантьяго-де-Компостела, средневековом городе в Испании (в Галисии), где для развлечения богатых туристов с 1958 года стали устраиваться двухнедельные фестивали, названные "Музыка в Компостела", основной целью которых была пропаганда испанской старинной и современной музыки. Организаторы фестиваля привлекли к участию в них и Сеговию, который стал проводить здесь занятия с учениками. Помещение, где они проводились, - большой зал с каменными сводами, - напоминало церковь или монастырь. Тишина, суровая архитектура феодального замка с его внутренними двориками, благоухающими розами, стенами, покрытыми вьющимся виноградом. В этой обстановке каждое указание авторитетного музыканта воспринималось с почти религиозным трепетом, а занятия запоминались на всю жизнь.

В истории Испании не было артиста, который бы так активно пропагандировал испанскую музыку по всему миру. Как-то раз, объясняя, почему гитара - любимый инструмент в Испании, Сеговия сказал, что один испанец - это уже целое общество, как и одна гитара - целый оркестр!

Информация была взята из Сайта Класической гитары http://gitara.dem.ru/main/

Фотоколлаж сделан на основе картинок из этой же статьи

0

2

Гитара – щипковый инструмент, история которого начинается в древности. Родина щипковых инструментов – страны Ближнего и Среднего Востока. На стенах древнеегипетских пирамид и ассирийских архитектурных памятников встречаются изображения музыкальных инструментов, отдаленно напоминающих гитару.

Конструкция 6-струнной гитары прошла ряд изменений, в настоящем своем виде гитара существует со второй половины 18 века. В первой половине 19 века наступает расцвет гитарного искусства. С этим периодом истории гитары связаны имена испанских гитаристов-виртуозов Ф. Сора и Д.Агуадо, итальянских – М.Джулиани, М.Каркасси, Ф.Карулли.

Неоценимый вклад в развитие гитарного искусства внесли испанский гитарист Ф.Таррега (1852-1909),а также его последователи – выдающиеся гитаристы современности М.Льобет (1878-1938), Э.Пухоль (1988), А. Сеговия (1894) и др.

Нотная система
Звукоряд состоит из периодически повторяющихся на разной высоте двенадцати звуков, из которых семь – это звуки с основными названиями (до, ре, ми, фа, соль, ля, си), а п’ять – звуки с производными названими (диезы или бимоли).

Эти 12 звуков составляют о к т а в у. Для записи звуков существует нотная система. Звуки записываются особыми графическими знаками - н о т а м и. Нота представляет собой овал, внутри пустой или заполненный. К овалу добавляется вертикальная палочка - штиль, которая пишется вверх справа или вниз слева. Справа к штилям могут добавлятся изогнутые линии, называемые флажками. В группе нот флажки как бы сливаюся в общие прямые линии, называемые ребрами или вязками.

0

3

Этот интересный список взят с сайта Спивака (в частности - по данной страничке http://spivak.h15.ru/chords.htm )

Надеюсь, этот список аккордов станет настоящим сокровищем для всех гитаристов. Здесь приведен список, практически, всех существующих классических гитарных аккородов.

Как читать аккорды
А (ля минор, мажор, диез)
C (до минор, мажор, диез)
D (ре минор, мажор, диез)
E (ми минор, мажор, диез)
F (фа минор, мажор, диез)
G (соль минор, мажор, диез)
H (си минор, мажор, диез)

--------------------------------------------------------------------------------

Как читать аккорды
Запись A : 02220x обозначает, что для того, чтобы взять аккорд A, необходимо оставить первую струну не прижатой, вторую, третью и четвертую струну прижать на 2-м ладу, пятую оставить открытой, а шестую вообще не играть.

Или это обозначает:

   I    II
E-------|-------
B-------|---o---
G-------|---o---
D-------|---o---
A-------|-------
E-------|---x---

Апликатуру (способ расположения пальцев при взятии аккорда) я не привожу, т.к. надеюсь, что вы достаточно опытны чтобы определить ее сами) Через запятую перечисляются другие варианты взятия этого же аккорда.


--------------------------------------------------------------------------------

А (Ля)
A : 022200,556775
A+5 : 12230X
A11 : 000000
A11+ : 544545
A13 : 200100
A5 : XXX775
A5+ : 122300
A6 : 222200,576575,97977X
A6add9 : 224200
A7 : 020200,322200,586575,989777
A7+ : 021200,4567XX
A7+5 : 32230X
A7+5-9 : 32330X
A7-10 : 555545
A7-5 : 32210X
A7-9 : 323200
A7sus4 : 030200
A9 : 324200
A9+5 : 32430X
Aaug : 12230X
Adim : 21210X,053540
Am : 012200,555775
Am+5 : 11230X
Am+7 : 011200
Am6 : 212200,576575,97977X
Am6add9 : 202200
Am7 : 010200,312200,555575
Am7+ : 011200,555675
Am7-5 : 31010X
Am7-9 : 313200
Am9 : 000200
Am9+7 : 001200
Amaj7 : 021200
Amaj9 : 424200
Amaj11 : 434200
Asus2 : 00220X
Asus2sus4 : 00200X
Asus4 : 032200,557755
A# : 133311,667886
A#+5 : 2334XX
A#11 : 111111
A#11+ : 011010
A#13 : 311211
A#5 : XXX886
A#6 : 333311,687686,[10]8[10]88X
A#6add9 : 22001X
A#7 : 131311,697686,[10]9[10]888
A#7+ : 132311,5678XX
A#7+5 : 6776X6
A#7+5-9 : 201012
A#7-10 : 12101X
A#7-5 : 031210
A#7-9 : 10101X
A#7sus4 : 141311
A#9 : 11101X
A#9+5 : 21101X
A#aug : 2334XX
A#dim : 020210
A#m : 123311,666886
A#m+5 : 223442
A#m+7 : 122311
A#m6 : 323311,687686,[10]8[10]88X
A#m6add9 : 313311
A#m7 : 121311,666686
A#m7+ : 122311,666786
A#m7-5 : 021210
A#m7-9 : 464646
A#m9 : 111311
A#m9+7 : 112311
A#maj11 : 112111
A#maj7 : 132311
A#maj9 : 11201X
A#sus4 : 143311

--------------------------------------------------------------------------------

C (До)
C : 01023(3),355533,889[10][10]8
C+5 : 011230
C11 : 13303X
C11+ : 233230
C13 : 5778XX
C5 : XX553X,XXX[10][10]8
C6 : 012230,555533,8[10]98[10]8
C6add9 : 332230
C7 : 013230,353533,8[11]98[10]8
C7+ : 000230,354533
C7+5 : 453X30
C7+5-9 : 423230
C7-10 : 043230
C7-5 : 2132XX
C7-9 : 023230
C7sus4 : 11333X
C9 : 033230
C9+5 : 433230
Cadd9 : 03023X
Caug : 011230
Cdim : 242432
Cm : 345533,888[10][10]8
Cm+5 : 41113X
Cm+7 : 344533
Cm6 : 31213X
Cm6 : 555533,8[10]98[10]8
Cm6add9 : 535533
Cm7 : 343533,8888[10]8
Cm7+ : 344533
Cm7-5 : X4343X
Cm7-9 : 3231XX
Cm9 : 333533
Cm9+7 : 334533
Cmaj7 : 000230
Cmaj9 : 034230
Cmaj11 : 10003X
Csus4 : 11033X,88[10][10]88
C# : 12134(1),466644,99[10][11][11]9
C#+5 : 12230X
C#11 : 244X4X
C#11+ : 34434X
C#13 : 64454X
C#5 : XX664X,XXX[11][11]9
C#6 : X2334X,666644,9[11][10]9[11]9
C#6add9 : 44334X
C#7 : X2434X,404344,464644
C#7+ : 111341,465644
C#7+5 : 10234X
C#7+5-9 : 53434X
C#7-10 : 001340
C#7-5 : 3243XX
C#7-9 : X3434X
C#7sus4 : 474644
C#9 : 44434X
C#9+5 : 54434X
C#aug : 12230X
C#dim : 353543
C#m : 456644,999[11][11]9
C#m+5 : 522240
C#m+7 : 455644
C#m6 : 423240,666644,9[11][10]9[11]9
C#m6add9 : 646644
C#m7 : 454644
C#m7+ : 455644
C#m7-5 : X5454X
C#m7-9 : 4342XX
C#m9 : 444240
C#m9+7 : 445644
C#maj7 : 111341
C#maj9 : X4534X
C#maj11 : 87666X
C#sus4 : 476644

--------------------------------------------------------------------------------

D (Ре)
D : 232000,577755
D+5 : 63345X
D/E : 2322XX
D/F# : 232002
D11 : 355X5X
D11+ : 45545X
D13 : 75565X
D2 : 23000X
D5 : XX775X,XXX[12][12][10]
D6 : 20200X,777755
D6add9 : 554450
D7 : 212000,X3545X,575755
D7+ : 222000,222452,576755
D7+5 : 2130XX
D7+5-9 : 64545X
D7-10 : 1124XX
D7-5 : 2110XX
D7-9 : X4545X
D7sus4 : 585755
D9 : 55545X
D9+5 : 655450
Daug : 63345X
Ddim : 1010XX
Dm : 132000,567755
Dm+5 : 63335X
Dm+7 : 566755
Dm6 : 10200X,777755
Dm6add9 : 002350
Dm7 : 112000,565755
Dm7+ : 122300,566755
Dm7-5 : 1110XX
Dm7-9 : 54530X
Dm9 : 555350
Dm9+7 : 556755
Dmaj7 : 22200X
Dmaj9 : X5645X
Dmaj11 : 322250
Dmin#5 : 1330XX
Dsus4 : 587755
D# : 34356(3),688866
D#+5 : 300123
D#11 : 466X6X
D#11+ : 56656X
D#13 : 86676X
D#5 : X331XX
D#6 : 31311X,X4556X,888866
D#6add9 : 11011X
D#7 : 32311(1),X4656X,686866
D#7+ : 333111,333563,687866
D#7+5 : 3241XX
D#7+5-9 : 75656X
D#7-10 : 2235XX
D#7-5 : 32210X
D#7-9 : 02011X
D#7sus4 : 696866
D#9 : 66656X
D#9+5 : 76656X
D#aug : 300123
D#dim : 21210X
D#m : 243111,678866
D#m+5 : 244422
D#m+7 : 64746X
D#m6 : 21311X,888866
D#m6add9 : 11311X
D#m7 : 676866
D#m7+ : 233111,677866
D#m7-5 : 22210X
D#m7-9 : 6564XX
D#m9 : 66646X
D#m9+7 : 13311X
D#maj7 : 33311X
D#maj9 : 1301XX
D#maj11 : 43336X
D#sus4 : 698866

--------------------------------------------------------------------------------

E (Ми)
E : 001220,454674,799977
E+5 : 0112X0
E/F# : 001222
E/G# : 001224
E11 : 232220
E11+ : 033410
E13 : 023450
E5 : XXX220
E6 : 021(2)20,006677,42422X,999977
E6add9 : 221220
E7 : 031(2)20,434222,X5767X,707677
E7+ : 444222,444674,798977
E7+5 : 0110X0
E7+5-9 : 1110X0
E7-10 : 331020
E7-5 : 031210
E7-9 : 101020
E7sus4 : 002020
E9 : 201020,231220
E9+5 : 2110X0
Eaug : 0112X0
Edim : 020210
Em : 000220,789977
Em+5 : 010230
Em+7 : 000120
Em6 : 020220
Em6 : 021020,006677,42422X,999977
Em6add9 : 220220
Em7 : 000020,787977
Em7 : 030220
Em7+ : 000120,788977
Em7-5 : 030210
Em7-9 : 100020
Em9 : 230220
Em9+7 : 200120
Emaj7 : 444220
Emaj9 : 244220
Emaj11 : 202120
Esus4 : 002220

--------------------------------------------------------------------------------

F (Фа)
F : 112331,565785,8[10][10][10]88
F+5 : 12230X
F11 : 313131
F11+ : 100101
F13 : 332121
F5 : XXX331
F6 : 13230X,132131,53533X
F6/9 : 110001
F6add9 : 110001
F7 : 142131,X6878X,8[10]8[10]88
F7+ : 0123XX,555785,8[10]9[10]88
F7+5 : X22101
F7+5-9 : 222101
F7-10 : 111101
F7-5 : 102101
F7-9 : 212131
F7sus4 : 113131
F9 : 312131
F9+5 : 3221X1
Faug : 12230X
Fdim : 131321
Fm : 111331,89[10][10]88
Fm+5 : 1213XX
Fm+7 : 111231
Fm6 : 131331,53533X
Fm6add9 : 3313XX
Fm7 : 111131,898[10]88
Fm7+ : 111231,899[10]88
Fm7-5 : 141321
Fm7-9 : 211131
Fm9 : 311131
Fm9+7 : 311231
Fmaj7 : 01230X
Fmaj9 : 010201
Fmaj11 : 010211
Fsus4 : 113331
F# : 223442,676896,9[11][11][11]99
F#+5 : 2334XX
F#11 : 423222
F#11+ : 211212
F#13 : 443232
F#5 : XXX442
F#6 : 243242,64644X
F#6 : 2434XX
F#6add9 : 221112
F#7 : 0123XX,253242,X7989X
F#7 : 223242
F#7+ : 1234XX,666896,9[11][10][11]99
F#7+5 : 033012
F#7+5-9 : 333212
F#7-10 : 022212
F#7-5 : 0134XX
F#7-9 : 323242
F#7sus4 : 224242
F#9 : 423242
F#9+5 : 4332X2
F#aug : 2334XX
F#dim : 242432
F#m : 222442,9[10][11][11]99
F#m+5 : 23240X
F#m+7 : 222342
F#m6 : 243242,64644X
F#m6add9 : 44240X
F#m7 : 222242,9[10]9[11]99
F#m7+ : 222342,9[10][10][11]99
F#m7-5 : 252432
F#m7-9 : 322242
F#m9 : 422242
F#m9+7 : 422342
F#maj7 : 1234XX
F#maj9 : 466446
F#maj11 : 424322
F#sus4 : 224442

--------------------------------------------------------------------------------

G (Соль)
G : 3(3)0023,334553,7879[10]7
G+5 : 300123
G11 : 534333
G11+ : 322323
G13 : 322223
G5 : XXX553
G6 : 000023,354353,75755X
G6add9 : 002023
G7 : 100023,030323,364353,[10]0[10]9[10][10]
G7+ : 2345XX,7779[10]7
G7+5 : 3443X3
G7+5-9 : 141123
G7-10 : 333323
G7-5 : X20323
G7-9 : 400323
G7sus4 : 335353
G9 : 534353
G9+5 : 5443X3
Gaug : 300123
Gdim : 323200
Gdim : 353543
Gm : 333553,687555
Gm+5 : 3435XX
Gm+7 : 333453
Gm6 : 000023,353553,75755X
Gm6add9 : 5535XX
Gm7 : 030310,333353
Gm7+ : 333453,677555
Gm7-5 : 363543
Gm7-9 : 131313
Gm9 : 533353
Gm9+7 : 533453
Gmaj7 : 200023
Gmaj9 : 5344X3
Gmaj11 : 535433
Gsus4 : 335553
G# : 445664,898[10][11]8
G#+5 : 0112XX
G#11 : 645444
G#11+ : 433434
G#13 : 433334
G#5 : XXX664
G#6 : 465464,86866X
G#6add9 : 443334
G#7 : 475464,878666
G#7+ : 3456XX
G#7+5 : 211230
G#7+5-9 : 252234
G#7-10 : 444434
G#7-5 : 2110XX
G#7-9 : 545464
G#7sus4 : 446464
G#9 : 645464
G#9+5 : 6554X4
G#aug : 0112XX
G#dim : 464654
G#m : 444664,798666
G#m+5 : 001220
G#m+7 : X00124
G#m6 : 464664,86866X
G#m6add9 : 6646XX
G#m7 : 444464
G#m7+ : 444564,788666
G#m7-5 : 474654
G#m7-9 : 242424
G#m9 : 644464
G#m9+7 : 3436XX
G#maj7 : 3111XX,445564
G#maj9 : 343534
G#maj11 : 646544
G#sus4 : 446664

--------------------------------------------------------------------------------

H (Си)
H : 24442(2),778997
H+5 : 30012X
H11 : 222222
H11+ : 122121
H13 : 422322
H5 : XXX997
H6 : 444422,798797,[11]9[11]99X
H6add9 : 22112X
H7 : 20212(2),242422,7[10]8797
H7+ : 243422,6789XX
H7+5 : 30212X
H7-10 : X3212X
H7-5 : 10212X
H7-9 : 21212X
H7sus4 : 252422
H9 : 22212X
H9+5 : 32212X
Haug : 30012X
Hdim : 131321
Hm : 23442(2),777997
Hm+5 : 300023
Hm+7 : 233422
Hm6 : 23102(2),432422,798797,[11]9[11]99X
Hm6add9 : 22102X
Hm7 : 232422,777797
Hm7+ : 233422,777897
Hm7-5 : 13202X
Hm7-9 : 21202X
Hm9 : 22202X
Hm9+7 : 223422
Hmaj7 : 243422
Hmaj9 : X2312X
Hmaj11 : 023120
Hsus2/F# : 224422
Hsus4 : 254422
Hsus4 : 779977

 

0

4

http://ru68guit.km.ru/history/htk.html

Эта ссылка дает вам радость узнать еще -
(Буду рад, если кто-то скачает , отредактирует и закинет на наш форум - а то у мя со средствами напряг)

ГИТАРА (Guitarra Antiqua) - кратко. 
/Классическая испанская гитара и её истоки/
 
  ВИУЭЛА - кратко.
/Самый испанский инструмент, предшественник испанской гитары, один из источников её репертуара/
 
   ЛЮТНЯ (лауд) - кратко.
/Что это за инструмент, где его истоки/
 
   Aль-уд - кратко.   
/А это, что такое? – Самым скрупулёзным/
 
   Фламенко и Канте хондо - исторический обзор   
/По материалам различных публикаций/
 
   Гитара, Виуэла, Лютня - история, традиция, культура.   
- Для тех, кто любит читать. /Guitarra Antigua, - более подробная история на 5-ти «основных» пагинах/
 
   Хуглары   
/Кто они? На что надеются и чего хотят?/
 
Скрипка-лиса (В поисках предков скрипки)
 
Сведения о музыкантах смотрите в рубрике «ПЕРСОНАЛИИ».

0

5

Spasibo za statiu,ochen polezno i interesno...
eshe akkordy H mogut byt napisany kak akkordy B. B schitaetsya bolee pravilnym variantom,tak kak po-zarubejnomu est tolko takie noty: A B C D E F G,to est idut po pervy 6 bukvam alfavita i noty H tam net.
mnbvcxz

0

6

Lubiteli gitary,v chastosti  uvajaemiy Drakonozavr, obiyasnite chto oboznachaet malenkaya bukva "b" v nijney chasti akkorda i kak eto chudo igrat...naprimer Hb.
Spasibo za otvety.

0

7

А вообще то нужно привыкать к "американскому" стилю оцифровки.
Мне в начале тоже, правда уже давно, было не по себе, так как в классической музыке исходили
из звукоряда C-D-E-F-G-A-H. "B" становилась какбы дополнительным знаком. Так учили. Так оно и есть
в аккадемической музыке.
Джазовая цифровка ижодит из звукоряда по алфавиту A-B-C-D-E-F-G, где каждая буква обозначает какбы
чистую ноту (или белую клавишу), а для алтерации прикрепляются соотвтственно диезы и бемоли.
Так как в классике буквами обозначают названия тональностей, а в джазе базовую ноту составляемого
аккорда, буквой "B" обозначив си-бемольный аккорд внесёте больше путаницы, чем пользы. Просто
потому, что в джазе и попсе, где применяется оцифровка аккордов, не существует такого понятия.
Просто потому, что си-бемоль - это уже алтерированный звук. И по системе оцифровки он должен быть показан
как алтерированный. Т.е. не белая, а чёрная клавиша.
"Прочтут", конечно и "B", но более как условность. В этой музыке цифрованные аккорды, как правило,
не "прикреплены" к конкретной тональности и рассматриваются просто как созвучие, построенное от данной
ноты.

Поэтому и пишеться  Вb--- что значит ---си бемоль

0

8

Дракоша, молодец!

все-таки , есть что-то в гитаре сильно притягательное, даже для не играющих, а просто слушающих))) хочется тоже приобщиться к этому искусству))) держать в руках... подкручивать колки... щипать струны))))
подсознательная тяга)))

0

9

http://ru68guit.km.ru/history/htk.html

Эта ссылка дает вам радость узнать еще -
(Буду рад, если кто-то скачает , отредактирует и закинет на наш форум - а то у мя со средствами напряг)

Это самое... а что из перечисленного Вам надо скинуть на форум и как? Тексты, тексты с картинками, поподробне.
И плюс, хотел добавить, что Вами предлагается ссылка на старый, ныне не администрируемый аккаунт. С прошлого года всё перелито на том же хостинге на http://guitarra-antiqua.km.ru (если в урл прежних статей вместо ru68guit просталять guitarra-antiqua, то всё будет также работать), плюс сделано зеркало в народе http://guitarra-antiqua.narod.ru
К сожалению обещание администрации КМ.ру поставить редирект со старого сайта до сих пор не исполнено, прошу в дальнейшем ставить ссылки на новый аккаунт.
С уважением, Р.А. Если есть вопросы прошу мылить на мейл-бокс сайта он остался прежним.

0

10

Исполнитель: Этносфера (демо)
Название: Русские сессии
Жанр: Этно-джаз
Видео: 720х576 25 fps, avi
Продолжительность: 12:52
Размер: 57,3 mb

«Этносфера» - уникальное по своей сути явление в музыкальной жизни современной России. Это содружество музыкантов, продюсеров, меценатов и энтузиастов, объединенных любовью к русской музыке и понимающих необходимость эволюции отечественной культуры. Это инициативная группа, не замыкающаяся на одном конкретном направлении деятельности: «Этносфера» заинтересована в проведении концертов и фестивалей, в организации учебно-методических форумов, в издании музыкального аудио и видео материала, в развитии, наконец, полноценной инфраструктуры той области, в которой еще недавно работали лишь одиночки.

Концепция «Этносферы» - в естественной эволюции. Единомышленники, объединившиеся в рамках общей идеи, отвергают как рассудочную реконструкцию русского фольклора в «традиционном» виде, так и бездумное внедрение «национального колорита» в откровенно коммерческие стили – будь то конъюнктурная поп-музыка, модные клубные направления или надоевший всему миру «matryoshka-style».

То, что происходит в рамках «Этносферы» - это естественный процесс обращения к национальным корням зрелых музыкантов, уже имеющих громадный опыт работы в джазе, рок-музыке, в народных, академических и авангардных коллективах. Результатом оказывается широчайший спектр творческих концепций, не всегда связанных между собой по внешним признакам, но раскрывающих свою единую глубинную сущность перед любым вдумчивым слушателем. Музыка «Этносферы» - это индивидуальное прочтение и авторская адаптация фольклора к современному музыкальному восприятию.

Деятельность «Этносферы» - это события широкого формата, призванные не только развить творчество отдельных коллективов, но и передать все разнообразие возможностей проекта, приобщить к русской мелодике и ритмике молодых музыкантов и новую аудиторию слушателей.

Один из центральных проектов – проведение фестивалей «Этносфера. Русские сессии», имеющих не самую распространенную форму: все выступления участников фестиваля записываются и издаются, а основной аудиторией оказываются сами музыканты и их ученики. «Сессии» - своего рода курсы повышения квалификации, обмена опытом, проводимые на высоком организационном уровне в непринужденной, уютной обстановке.

Подготовленные в ходе фестивалей аудио- и видео записи адресованы профессиональным музыкантам, специалистам в области этнографии, музыкознания, русского фольклора, представителям СМИ, продюсерам, педагогам и студентам, а также широкому кругу заинтересованных слушателей.

Основная цель фестиваля – в привлечении внимания профессиональных музыкантов и творческой молодежи к проблеме сохранения и развития русской традиции в новых формах современной музыки.

Опыт трех фестивалей обнаружил в среде российских музыкантов огромный творческий потенциал для создания уникальных концертных, образовательных и социально-культурных мероприятий. Это и позволяет идеологам «Этносферы» формировать из участников движения музыкальные программы, рассчитанные и на престижные закрытые приемы, и на камерные залы, и на массовые фестивальные сцены.

здесь есть видео ролики  можно скачать 
http://ss.sovserv.ru/dc/audio/18520/200 … etnosfera/

0

11

Django Reinhardt  Выдающийся джазовый исполнитель Джанго Рейнхард шлифовал свое мастерство еще будучи ребенком. Для большинства людей, появившихся на свет в цыганском таборе, это было естественно, Джанго усердно учился играть на скрипке и гитаре, участвуя в выступлениях своей общины. Переломным моментом в его судьбе принято считать 2 ноября 1928, когда в результате несчастного случая пострадали пальцы на его левой руке. Поскольку играть на скрипке стало невозможно, Джанго пришлось разработать свою собственную систему игры на гитаре, чтобы компенсировать недостаток малоподвижного мизинца и безымянного пальца! Он был сессионным музыкантом, создал собственный квинтет «The Quintet of the Hot Club of France», играл с биг-бендом Фада Кэндрикса и оркестром самого Дюка Эллингтона, завораживая слушателей каскадом элегантных утихающих арпеджио. За свои 43 года он успел столько, сколько удается не каждому долгожителю. На данном диске предоставлена лишь малая часть несметного количества записей, оставшихся после жизни Джанго Рейнхарда — высококлассного инструменталиста, вдохновившего не одну сотню молодых музыкантов.  Django Reinhardt

0