История общая, но с уклоном в украинские радости НГ
Новый год - намедни
Казалась, что можно написать про Новый год? Самый обычный и самый аполитичный праздник с его неизменными атрибутами: елкой, застольем, ритуальным новогодним поздравлением по телевизору, стрельбой шампанским, грохотом фейерверков и петард по всем окре¬стностям, а утром - мертвые улицы наших городов в течение следующего дня.... Но и у этого красного дня календаря есть своя история...
НОВЫЙ ГОД В «ЕВРОУПАКОВКЕ»
Считается, что в Российскую империю Новый год через прорубленное окно из Европы в конце XVII в. | принес Петр I после своей поездки в Нидерланды. До этого с 1409 г. праздник под влиянием правосла¬вия отмечали 1 сентября (самый ; урожайный месяц в наших краях).
По древним языческим обычаям Новый год был привязан к 1 марта-производной от даты весеннего равноденствия (22 марта сегодня). Но с 15 декабря 1700 г в России, как в соседней Европе, праздник по царскому указу стали считать не с 1 сентября, а с 1 января, летоисчисление же вести от Рождест¬ва Христового. При этом в 1700 году его отметили дважды - по старому - и по новому календарю, причем обмывали новую дату аж 4(!) дня. Но двух¬недельную разницу по просьбе Пра¬вославной церкви (назло католикам и протестантам) между русским ка¬лендарем и общеевропейским оста¬вили, что обеспечило вечное отста¬вании от Европы, которое отменили аж 218 лет спустя - в феврале 1918г.
Впрочем, многие богословы в Европе и тогда выступали против пе¬ренесения новогодней даты. «Бог, премудрый и добрый, создал мир осенью, когда рожь была в полном колосе и плоды земные - зрелые так, что только оставалось срывать их и есть, и Он (Бог) не мог создать мир среди зимы, как полагают про¬чие европейцы, т. е. тогда, когда земля замерзла и покрыта снегом» - писал один из них в начале XVIII в.
Простой народ эти календарные формальности не воспринимал и по прежнему традиционно отмечал зимние праздники - Святки от Рождества (Сочельник — 24 декабря по ст. стилю) до Богоявления (6 января по ст. стилю), а 31 декабря
считался Щедрым вечером после недели Святых вечеров (24-30 дек. ст. стиль) и пред неделей Страшных вечеров (1-6 янв. ст. стиль), когда га¬дать запрещалось. К тому же услов¬ную дату изменения года широкие массы украинцев просто игнориро¬вали в силу своей неграмотности и отсутствия часов и календарей в сельских краях. Другое дело—дво¬ряне, но у них в империи по тогдаш¬ним законам до 1917 г. праздники были часто по поводу и без, правда, с перерывами на войны. Но особо¬го значения эта дата весь XVIII и пер¬вую половину XIX в. не имела.
В Киеве до упразднения Магдебургского права в 1835 г. сохранял¬ся обычай праздновать всем горо¬дом «традиционный» Новый год 1 сентября — в день святого Семе¬на-Столпника, когда проходил об¬ряд обновления огня («Свиччинэ чы Семеновэ вэсильля») среди базарных ! торговок и представителей ремес¬ленных цехов с ритуальным наряжанием зеленых насаждений, в ро¬ли которых мог выступить даже цветущий... чертополох!). Обычай этот сохранялся на Житием (сейчас Подольском) рынке до конца XIX в.
В первой трети XIX в. Новый год отмечали толь¬ко в тогдашней столице, Санкт-Петер¬бурге, под влиянием соседей-немцев. В наши края этот веселый немецкий обычай привезли губернские чинов¬ники. Сначала Новый год отмечали только они, как детский праздник, по¬том — в детских приютах, народных школах, пансионах, училищах и гим¬назиях. Особенно интересно проходи¬ли новогодние праздники в Киевской духовной академии в середине XIX в. (1830-1858 гг.).
Ритуальную елку с украшениями называли рождественской и ставили на 24 декабря по старому стилю. Не¬изменными украшениями были свечи и развешенные по веткам фрукты, орехи в фольге, конфеты и пряники.
Отмечу, что в периодических из¬даниях того времени считалось нор¬мальным опубликовать мрачную ка¬рикатуру на новогоднюю тему в стиле черного юмора. Со временем Новый год из тихого домашнего праздника с детским утренником превратился в то, что мы можем наблюдать сейчас.
МЫ НОВЫЙ ГОД, МЫ НАШ ВСТРЕЧАЕМ...
После Октябрьской революции 1917 г. под девизом «Отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног!» все прежние обычаи и традиции были осуждены как нечто мелкобуржуазное и подлежащее иско¬ренению. Не стала исключением и рождественская елка, на которой кро¬ме вышеназванных висел еще и грех религиозной пропаганды. Поэтому с 14 февраля 1918 г. Страна Советов имела общую дату с европейскими
государствами, а вместо вели¬кого и страшного 1918 г. от Рож¬дества Христова стали писать «та¬кой-то год нашей эры».
В результате этих великих пер¬турбаций жители бывшей империи праздновали 31 декабря по старому стилю, откуда и появилось выражение Старый Новый год — ночь с 13 на 14 января. Православная церковь после календарной реформы тоже сдвину¬ла свои праздники, и Рождество сме¬стилось с 25 декабря на 7 января. Но¬вый год по новому стилю отмечали только в учреждениях, но этот день был рабочими. Елки появлялись в до¬мах 7 января и стояли неделю, до 14, что было как бы тихим протестом старорежимных обывателей. В ре¬зультате этого в 1928 г. елку в СССР репрессировали как глубоко «буржу¬азное», «антисоветское» и поэтому «контрреволюционное» явление в стране «победившего социализма». Новый год отмечался любителями почти подпольно и без елки, с обер¬нутыми в тряпочку стаканами (что¬бы звон не был слышен). А песня «В лесу родилась елочка» по идейной крамольности сравнялась с мо¬нархическим гимном «Боже, царя храни!»...
28 декабря 1936 г. в газете «Прав¬да» вышла статья видного деятеля ВКП(б) Павла Постышева о необхо¬димости возвращения елки и всена¬родного празднования Нового года как важного достижения в реализации новой демократической сталинской I Конституции Союза ССР от 5 декабря 1 1936 г. В результате в новом, 1937 г.,школьники стали учить стишки, где были и такие строчки: «И эту чудо - елочку нам Постышев принес». В том же году его репрессировали как «врага партии и государ¬ства», а елку оставили, но вместо Постышева елочку в 1 раз в песенке и в жизни стал приносить Дед Мороз. Тогда же Новый год стал выходным днем и самым безыдейным праздником, которым и остается и поныне.
Последний советский подарок на Новый год для своих граждан 1 января 1961 устроил Дед Мороз Союзного значения премьер-министр СССР и партии вождь КПСС Никита Сергеевичи Хрущев. В стране прошла денежная реформа, в ходе которой цены в магазинах и зарплаты сократили в 10 раз поменяв на новые бумажные деньги! в принудительном и обязательней! порядке. А вот мелочь, особенно мелкую (до 5 коп.), не меняли, чем пользовались некоторые умельцы| став за одну ночь в 10 раз богаче.! Вот так вот веселились наши предки в новогодние праздники. С НОВЫМ ГОДОМ!!!