Виктор Зинчук
Viktor Zinchuk
( 08.04.1958 года )
Россия (russia)
Виктор Зинчук - разносторонний музыкант: гитарист-виртуоз, композитор, аранжировщик. Способствует пропаганде гитары на отечественной сцене, раскрывая по-новому этот музыкальный инструмент.
Автор: Андрей Сильвестров
Сайт: Российский Гитарный Портал
Статья: Призрак Баха ко мне пока не приходил...
Y: Последний раз мы виделись с Вами на концерте Ричи Блэкмора. Хотя бы вкратце – как Вы оцениваете выступление Мастера?
Виктор Зинчук: Нельзя сказать, что разочарован, но ожидал большего. То, чем он сейчас занимается – кельтская музыка, – мне очень близко, в настоящее время я слушаю как раз больше не Блэкмора, а первоисточники – настоящий кельтский фолк, и мне кажется, Ричи еще недостаточно глубоко освоил новый стиль. Кроме того, он... постарел, что ли, – концертного горения совсем не чувствовалось! Было видно, что работал только под молодую жену – инструментальных пьес было мало, в основном псевдофолковые песенки XVII-XVIII веков. Эх, какого мужика убрала...
Y: Виктор Зинчук – русский Ингви Мальмстин. Насколько приятно Вам такое сравнение? Или оно Вас уже достало?
В.З.: Нисколько не достало. Меня с ним сравнивали еще лет десять назад, когда Мальмстин только появился для российских слушателей. Я-то появился несколько раньше: меня как-то забраковал Саша Градский на первый рок-фестиваль, он заявил о моей (тогдашней) игре, что и сам так умеет, меня это здорово задело, и я решил придумать что-то особенное, сыграть 24-й Каприз Паганини – и сыграл его нота в ноту. Поэтому и получилось похоже на Мальмстина, он ведь тоже играет псевдоклассические ходильники. Вверх-вниз.
Y: Ну да, такие математически просчитываемые ступеньки – псевдо-Бах, псевдо-Вивальди...
В.З.: А Бах сам по себе математичен... Но на концерте Мальмстина я тоже через некоторое время заскучал – правда, драйва у него через край, но от многократного повторения этих ходов через полчаса устаешь. К слову, дома у меня нет ни одной его пластинки – как-то он в последнее время повторяется много. Я стараюсь не допускать подобных ошибок и свою программу строю более разнообразно.
Y: У меня есть Ваш первый диск, где присутствуют несколько песенных опусов. Впоследствии Зинчук прочно занял нишу рок-обработок классики. Нет ли желания поэкспериментировать в каких-либо других направлениях?
В.З.: Это же было так давно! Пробы пера, поиск стиля и так далее... Естественно, сегодня мои тогдашние песенные опыты не стоит воспринимать всерьез: прежде всего я сам к ним отношусь снисходительно. Я сейчас пишу и музыку к фильмам, и на концертах пару рок-н-ролльчиков делаю (при этом все говорят: Вы здорово поете...), но делать упор на песни не собираюсь – для этого надо иметь хороший стаж вокалиста, да и становиться очередной Арией я не собираюсь. На Наше радио, быть в формате – не хочу! Я считаю, что инструментальная музыка – вечна, и если меня будут вспоминать хотя бы лет через пятьдесят – значит, я оказался прав. К сожалению, редакторы музыкальных радиостанций часто думают о слушателях исходя из собственных пристрастий... Я искренне сочувствую всем коллегам, играющим инструментальную музыку – будь то народная музыка, этника, джаз или хард.
Y: А себя Вы считаете хард-роковым гитаристом?
В.З.: О, конечно же нет! Я себя считаю просто музыкантом, и новый диск это вам обязательно покажет...
Y: Кстати, а когда он выйдет?
В.З.: Я думаю, к началу ноября должен уже быть. У меня 9 ноября в Питере сольный концерт в Октябрьском, называться будет Полуночный танец благородного призрака, и издатель (Квадро-диск) обещал к этому времени отпечатать тираж. Там будет много кельтских мотивов – вот пусть слушатели и сравнят, как Зинчук умеет играть кельтскую музыку...
Y: Под влиянием какой группы или исполнителя Вы начали изучать гитару? И когда поняли, что будете заниматься музыкой профессионально?
В.З.: Первыми были все-таки Битлз. Ну, и наши первые группы – "Поющие гитары" там, Веселые ребята. Все тогда играли под влиянием "Битлз"; позднее, естественно, были классические хард-рокеры. Но и сегодня я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю постоянно совершенствоваться.
Y: Кого Вы считаете своим учителем и нет ли желания самому записать гитарный видеокурс, как это сделал, к примеру, Джо Сатриани?
В.З.: Учителей, как я говорил, несколько. А насчет видеокурса – наверное, я к этому пока не готов, но скорее по причинам, далеким от творчества или педагогики. Я, вообще-то, одно время преподавал в Высшей школе Изящных Искусств, но денег за это хватало аккурат на оплату стоянки и бензина для авто. Мне очень жаль, что музыка в нашей стране (нормальная музыка, имеется в виду) в большинстве своем не приносит дохода. Гораздо больше денег люди зарабатывают, торгуя стройматериалами... А музыкант даже если выпускает диск, его тут же пиратят – если не подпольно, так фирма сама делает дополнительные тиражи.
Боюсь, с видеошколой будет та же история. Кроме того, у меня до этого просто не доходят руки. Работа поглощает время, силы... полтора-два года был совершенно "ненормальным". В общем, пока нет...
Y: Вы предвосхитили мой следующий вопрос. На выставке Рекорд-2000 я видел изящную кляксу на листе ватмана с подписью типа большего они не достойны!. Понятно, что никому не нравится, когда его деньги достаются другим, но, с другой стороны, раз пиратят русского артиста – значит, ты по-настоящему популярен. С какой стороны баррикад находится музыкант Виктор Зинчук?
В.З.: Никаких баррикад! С моей точки зрения, пиратство – это настоящее преступление; что же касается популярности – да мои пластинки и так едва ли не самые воруемые, и это миф, что инструментальная музыка плохо продается. Попсовики – калифы на час, если пластинка не разошлась за полгода, тираж зависает; инструментальная музыка медленно, но верно расходится всегда!
Y: Вы бывали во многих странах. Где понравилось больше всего?
В.З.: Италия! Я знаю язык, но, кроме того, итальянцы – особая, музыкальная нация! Каждый пассаж они чувствуют изнутри, не боятся скрывать эмоций – так здорово! Отдыхать там тоже здорово.
В этом году я играл несколько концертов в Турции; конечно, постарался совместить с отдыхом. Понравилось больше, чем ожидал. Но все-таки это были гастроли – а отдыхать я поехал в Италию, на Адриатическое море. Меня и там приглашали выступить, но я отказался: очень хотелось отдохнуть. Хотя гитара, конечно, была со мной!
Y: Помимо футбола, занимаетесь ли Вы еще каким-либо видом спорта?
В.З.: Ох, времени ни на что больше не хватает! Вот, машину сам вожу. А футбол позволяет мне хоть как-то поддерживать форму: есть у меня одна вредная привычка – ночная еда, ведь с концертов возвращаться приходится иногда далеко заполночь. Да и концерты сами по себе неслабая нагрузочка...
Y: С кем хотелось бы поиграть джем?
В.З.: Из наших – я на последние свои два дня рождения устраивал концерты в Театре Эстрады и приглашал туда Сергея Воронова – и с ним было великолепное понимание, он очень стильный гитарист... В принципе, я могу сыграть с кем угодно, но, если честно, сейчас больше озабочен, как бы максимально продвинуть вещи с нового альбома.
Y: А на концертах в Москве они будут?
В.З.: Обязательно! Будет Амадеус-146, может быть, Лунную сонату еще сыграю один. Правда, Театр Эстрады сейчас занят под мюзикл, и, по-видимому, надолго, поэтому приходится играть на других площадках. Впрочем, мое отношение к мюзиклам – это тема отдельного интервью...
Y: Где больше нравится выступать – в маленьких клубах или в больших залах?
В.З.: Я не делаю различий – маленький, большой зал, – стараюсь отдавать себя полностью. Другое дело, в клубах продолжительность выступлений меньшая. А вот в Иркутске меня последний раз не отпускали 2 часа 45 минут – можно сказать, личный рекорд. Конечно, выматываешься, но...
Y: Помнится, видел я Вашу афишу где-то возле Голден-Пэласа или Кристалла...
В.З.: Нет! Последние года три уже я в таких местах не играю – там нужен русский шансон, поэтому нас перестали приглашать. Да и я особенно туда не рвусь, поэтому если выступаю в клубах, то в обычных, роковых... Или еще – сольные концерты. Со мной там будут Абрамов Анатолий, барабанщик из Аракса, если помните; басист Сергей Рыжов – он еще с Кузьминым в Динамике играл.
Y: Что Вы слушаете сейчас? Какая музыка для Вас – на все времена?
В.З.: Классика – на все времена! В последнюю пластинку включил Хорал до-мажор Баха, правда, немного переделанный мной. Я всегда выступаю в соавторстве, то есть не Бах или Шуберт, но Бах – Зинчук или Бетховен – Зинчук. Иногда композиция состоит на две трети из моей версии и только треть остается оригинала...
Y: А призрак Баха еще не приходил, не грозил пальцем?
В.З.: Нет-нет, пока все нормально... Так что – классика. Еще в машине слушаю кельтскую музыку, она очень успокаивает, умиротворяет.
Y: Сегодня многие артисты поддаются веяниям времени и записывают альбомы с применением новых технологий – причем это не всегда оправданно. Интересно было бы узнать Ваше мнение по этому поводу.
В.З.: Я могу сказать, что, хотя новые технологии в звукозаписи сейчас настолько быстро развиваются, что я даже не всегда успеваю их отслеживать, мы при записи нового альбома использовали их очень умеренно. Зато в четырех или пяти композициях был приглашен струнный квартет – живой, никаких синтезаторов! Ну, пришлось еще раз переслушать Хендрикса, чтобы как на Experience звук летал из колонки в колонку; есть большое желание сделать его в формате DVD, пятиступенчатым. Кое-где использую vocoder, а вот Амадеус получился как раз таким синтетическим... Я при составлении пластинки объем не тянул, мне не стыдно ни за одну композицию. А как получилось – пусть оценивают слушатели.
Y: Ваше отношение к Глобальной сети?
В.З.: У меня в Сети есть собственный сайт, информация часто обновляется, так что милости прошу