РУССКИЙ РОК АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » РУССКИЙ РОК АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ » Авторская песня » "Семь сорок" на асфальте...


"Семь сорок" на асфальте...

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

"Семь сорок" на асфальте чужих городов 

Юбилей Александра Моисеевича Городницкого ? 70! ? лишь повод еще раз поговорить о нем, обратиться к его поэзии. Слово "юбилей" в какой-то мере ассоциируется со словом "возраст"; но если первое имеет отношение к автору "Атлантов", "Над Канадой", то второе (возраст) к понятию "Городницкий" никакого отношения не имеет. Он так же молод, как и тогда, когда, влюбленный в юную Анну Наль, посвятил ей стихи, вскоре ставшие песней:

Все, что будет со мной, знаю я наперед,
Не ищу я себе провожатых.
А на Чистых прудах лебедь белый плывет,
Отвлекая вагоновожатых-

Все, чем стал я на этой земле знаменит,
Тени губ твоих, горестно сжатых-
А на Чистых прудах лед коньками звенит,
Отвлекая вагоновожатых.

Песни Городницкого давно стали неотъемлемой частью не только российской бардовской песни, но и русской поэзии. Может быть, песни его заслонили одну из самых ярких сторон творчества Городницкого, ту, в которой отражена любовь к своему народу, к его истории. Немногим известна его песня "Набатея", да и слово это многие ли знают? Кто помнит сегодня о полукочевом семитском народе, основавшем когда-то свое царство где-то в пустыне Негев? Руины города, бывшей столицы страны Набатеи посещают немногие туристы, а вот Городницкий, так любящий Израиль, побывал там и написал песню "Набатея", посвятив ее Юлию Киму:

О, Набатея, ушедшая в небытие,
Камни поют, ударяясь о гулкие стены.
Вспоминаю во сне я лиловое небо твое
В дальнем краю, где снега и дожди неизменны-

Гавань морей, омывающих небытие,
Горький подсчет, приходящий на смену веселью.
Лишь умерев, мы свое обретаем жилье,
Жизнь же течет, как течет караван по ущелью.

В 1990 году американский геофизик Джон Холл (здесь заметим, что Городницкий ? доктор геолого-минералогических наук, академик РАЕН) подарил в Иерусалиме Городницкому большую цветную карту Израиля. Она висит над его столом и служит одной из форм постоянного общения со Святой землей. В Израиле он бывал много раз. Впервые ? по приглашению своего друга Игоря Губермана. Быть может, больше всего отражает его отношение к Израилю стихотворение "Диаспора":

0

2

Чужбина ? необъятная страна,
Чужбина ? непонятная планета.
Ты мне навеки в мачехи дана,
Другой отчизны не было и нету-

Другой отчизны не было и нет,
Другие песни не умею петь я.
В родной земле не больше сотни лет
Народ мой жил за три тысячелетья.

Когда тарелку шафер об пол бьет
На шумной свадьбе в хохоте и дыме,
Кто верит, что на следующий год
Мы соберемся в Иерусалиме?

Совсем неожиданными могут показаться последние строки этого стихотворения:

Наверное, и вправду дело в том,
Что пленники диаспоры убогой
Мы ближе всех народов к Б-гу,
А Б-гу, говорят, не нужен дом.

Стихи эти написаны в 1996 году, а всего за шесть лет до этого Александр Городницкий создал такие горькие строки:

Меня приучали, что здесь я чужой,
Что жить, как и все, ? не мое это дело
В российских негостеприимных пределах,
Где места мне нет за любою межой.

Такая, казалось бы, противоречивость не лишена логики, она вполне объяснима, ведь родной язык Городницкого ? русский. Язык не только общения, но и его стихов. В этом случае мысль о том, что язык и есть родина, справедлива. Впрочем, есть на эту тему у Городницкого стихи:

Вначале было слово, нет ? не слово,
Согласно иудейскому ученью,
Вначале были буквы алфавита
И цифры от нуля до десяти-

Израиль для Городницкого ? не только историческая родина, но и страна, в которой живут его сын, внуки; страна, которую он уважает за мужество и достижения. Израильтяне восхитили Городницкого еще в самолете, когда он в первый раз летел в эту страну. Вот что рассказал мне об этом сам Городницкий: "Когда я первый раз летел в Израиль, и после трех часов нахождения в воздухе самолет пошел на посадку, и под крылом промелькнули очертания Иерусалима, девчонки, только что мазавшие купленной в самолете помадой, и мальчишки, еще мгновение назад громко оравшие и пившие пиво, враз умолкли, подобрались. Они, не договариваясь, но очень дружно запели гимн Израиля "Атикву" ? "Надежда". Слезы навернулись на мои глаза". В своей книге "И жить еще надежде" А.Городницкий пишет: "Вообще дети, пожалуй, главное, что поражает в Израиле- Израиль ? прежде всего страна детей, и, как думается поначалу, весьма распущенных- Детей как-то не принято строго карать за провинности, может быть, поэтому они всегда ощущают себя хозяевами положения и этим отличаются от наших затурканных, затетешканных маленьких москвичей- Детям здесь с малолетства внушается уважение к личности каждого, чувство собственного достоинства, и эффект это дает удивительный".

0

3

И все же при всей любви, даже влюбленности в Израиль для себя поэт, видимо, принял другое решение:

На пороге третьего тысячелетья
Я как раб, по вязким пескам бредущий,
Что овец травяной подгоняя плетью,
Замечает на горизонте кущи.
Их зеленые ветви горе воздеты
Предположительно там, где север.
"Лишь увидеть дано тебе землю эту,
Но не жить в ней", ? сказано Моисею.

Хочу в этих юбилейных заметках воспроизвести "самое еврейское", на мой взгляд, стихотворение Александра Городницкого, "Воробьи", написанное в том же 1996 году, что и выше процитированные строки:

Было трудно мне первое время
Пережить свой позор и испуг,
Став евреем среди неевреев,
Не таким, как другие вокруг,

Отлученным капризом природы
От ровесников шумной среды.
Помню, в Омске в военные годы
Воробьев называли "жиды".

Позабыты великие битвы,
Голодающих беженцев быт,
Ничего до сих пор не забыто
Из мальчишеских первых обид.

И когда вспоминаю со страхом
Невеселое это житье,
С бесприютною рыжею птахой
Я родство ощущаю свое,

Под чужую забившийся кровлю,
В ожидании новых угроз.
Не орел, что питается кровью,
Не владыка морей альбатрос,

Не павлин, что устал от ужимок,
И не филин, полуночный тать,
Не гусак, заплывающий жиром,
Потерявший способность летать.

Только он мне единственный дорог,
Представитель пернатых жидов,
Что, чирикая, пляшет "семь сорок"
На асфальте чужих городов.

0

4

Итак, еврейская тема всегда и по-разному волнует Александра Моисеевича Городницкого, потомка белорусских евреев: дед его родом из Витебска, всю жизнь общался с Талмудом, отец и мать родились в Могилеве, а сам он вырос в интеллигентном Ленинграде, в интеллигентной еврейской семье. В семье, которой нелегко доставался кусок черного хлеба:

Я таежной глушью заверченный,
От метелей совсем ослеп ?
Недоверчиво, недоверчиво
Я смотрю на черный хлеб-

В этих стихах ? воспоминания человека, которому не раз приходилось простаивать ночь за куском черного хлеба. И в этой очереди, разумеется, стояли не только евреи, не только еврейские дети. Он больше других понимает, как интернационально горе. В годы войны ? в особенности. И с этой точки зрения его стихотворение "Вспоминая Фейхтвангера" обретает сегодня, когда десятки тысяч евреев уезжают в Германию, особый смысл:

Из Германии едут евреи
Накануне тридцатых годов.
Из Германии, родины милой,
Покидая родные могилы,
Уезжают евреи в печали, -
Их друзья пожимают плечами-

И еще один еврейский эпизод из жизни Александра Моисеевича, который он поведал мне достаточно давно: "Было это в 1965 году в Политехническом. Увидев меня, Высоцкий спросил: "Вы что, еврей?" От неожиданности вопроса я буквально оторопел. Все что нашел для ответа: "Да. Ну и что?" Высоцкий улыбнулся и произнес: "А я ведь имею прямое отношение к этой нации". Дружеское знакомство Городницкого и Высоцкого длилось более пятнадцати лет. Памяти Высоцкого Городницкий посвятил несколько стихов. Лучшим из них мне кажется "Еще одной звезды не стало-"

Погиб поэт. Так умирает Гамлет,
Опробованный ядом и клинком.
Погиб поэт. А мы вот живы, ? нам ли
Судить о нем, как встарь, обиняком?

Своей былинной не растратив силы,
Умолк певец, набравши в рот воды,
И голос потерявшая Россия
Не замечает собственной беды.

Есть у Городницкого стихи "Время европейского еврейства миновало". Когда еврейские кладбища разрушают в Париже и Москве, когда флаги со свастикой развиваются в Лондоне и Петербурге, плач Иеремии сегодня не менее трагичен, чем тогда, когда слагал их древний пророк.

Время европейского еврейства
Миновало. После Холокоста
В Англии не занимать им место,
Не торчать у Польши в горле костью.

В Гамбурге не хвастаться товаром,
В Кордове не строить синагогу,
Никому ? ни молодым, ни старым, -
Все они исчезнут, слава Б-гу!

И вот тут-то уместно снова процитировать Александра Городницкого: "Пройдет не так уж много времени на геологических часах, и остров Израиль начнет наконец свое самостоятельное плавание в бурном океане истории Земли и человечества.

В Мировой океан отправляется остров Израиль,
Покидая навек Аравийскую микроплиту-
Капитан Моисей уведет свой корабль, неприкаян,
По поверхности зыбкой, от белых барашков седой.

И в этом плавании, на этом корабле найдется место для стихов и песен истинного еврея, но русского поэта Александра Городницкого.

Матвей Гейзер

0

5

Патриот и поэт. Но с другой стороны, все о бедных евреях да обедных...гм а про богатых....

Напоминает плачь негров в США - мы де бедные , несчастные ... репперы и киноактеры))

В целом не примите как неуважение - просто не люблю однобокие определения...

0

6

Сестра таланта,огромное тебе спасибо.Я такого никогда не знала и без тебя бы не узнала.
К еврейским песням и еврейской культуре питаю особую такую любовь.Поищи,если хочешь,конечно,песни Юлии Беломлинской.Не то,чтобы там еврейские песни,но есть переделанная(на мой взгляд потрясающе) 7-40.
И вот еще интересно.У меня очень часто случаются перевороты в жизни,душе.Одним из самых огромных переворотов был (и есть) Марк Шагал.

0

7

Больше всего в Городницком нравится его негромкий чистый голос. Поэзия хорошая, но вот эта его привычка вместо песен записывать голые стихи не по мне. Больше писать не позволяет весьма поверхностное с его творчеством знакомство.

0


Вы здесь » РУССКИЙ РОК АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ » Авторская песня » "Семь сорок" на асфальте...