РУССКИЙ РОК АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » РУССКИЙ РОК АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ » Мусорка » Психология и Мы и Я и даже - Ты


Психология и Мы и Я и даже - Ты

Сообщений 1 страница 30 из 38

1

Данная тема открыта дабы не засорять тему Психологический Словарь, которая предназначена сугубо для ОПРЕДЕЛЕНИЙ слов и понятий в психологии и психиатрии. Все насущные вопросы и идиотизмы своего личного восприятия мира и себя прошу излагать в ЭТОЙ теме. и не беспокойтесь - ВАМ уж точно ответят наши самые профессиональные психи:)


+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Начинает Сияние...
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

вот у меня вопрос...

если мужчина, считающий себя умным и вообще достойным всяческих похвал (и, кстати, так и есть), ведет себя агрессивно по отношению к слабому полу и ему хочется обидеть побольнее людей, которые его в общем-то любят - то что это с точки зрения псих-ии?
прим.
это не может быть весеннее обострение, поскольку это бывает и осенью, и зимой, и весной.... с завидным постоянством происходят эти всплески "энтузиазма" :-))
кто-нить что-нить понимает??? ffhhdd

Отредактировано Drakonozavr (2006-04-23 10:12:21)

0

2

Если человек творческий - то энергетическая разность при очередном создании *шедевром мирового ума* требует потом определенной разрядки - либо смены интересов, либо смены деятельности, но самый быстрый - излить на окружающих скопившееся напряжение (термин - усталость, но напряжение)

0

3

А это Света, просьба кучки звездюлей:))

0

4

Если человек творческий - то энергетическая разность при очередном создании *шедевром мирового ума* требует потом определенной разрядки - либо смены интересов, либо смены деятельности, но самый быстрый - излить на окружающих скопившееся напряжение (термин - усталость, но напряжение)

расхожая отмазка, браво)

и все-таки это не повод вести себя грубо

0

5

А это Света, просьба кучки звездюлей:))

Саня,  ff123
я б не догадалась ни за что dd  спасибо, теперь буду знать)

0

6

А мужчина есть на самом деле умный или как? Так-то это это обыкновенный снобизм и обычное пренебрежение к людям противоположного пола, свойственное как женщинам, так и мужчинам.

Отредактировано Жекуня (2006-04-22 22:19:31)

0

7

я так думаю, что не дурак)

могу и ошибаться...

Отредактировано Сияние* (2006-04-22 22:52:57)

0

8

Сиянию...

(с) расхожая отмазка, браво)
и все-таки это не повод вести себя грубо

весь вопрос в том  - повод ли себя как-то вести - вообще бессмысленный - всякая "плохая" с точки зрения окружающих привычка - НЕ ПОВОД так себя вести - например курение...

в общем, Света, будь или объективней с людьми, либо не находи во всяком ответе подтверждение лишь СВОИМ взглядам на жизнь...

либо... что есть наилучшее и бролее полезное - напиши неоМаршаковское  - Что такое хорошо и что такое плохо...

0

9

-Дракоша, привычка- это вторая натура, как известно... хотя от привычек тоже люди избавляются, у кого есть сильная мотивация или сильная воля) (это не про меня, не подумай))
я стараюсь быть объективной... честно) и мне кажется- у меня это получается.... ну хотя бы на 80%))

-а за своим поведением все-таки приглядеть можно... т.е. за своими выпадами в адрес других людей) или я опять не права?
или ты считаешь, что я не права?

-вообще-то это был Маяковский- про крошку сына) вряд ли стоит его обновлять) все там для деток вполне приемлемо :P

0

10

по моему, есть тема - Плешивій Драконозавр...

- а Маяковский тоже фигню писал иногда - просто тебе предложил переписать в виду наличия у тебя в последнее время "Великого" ума и преподовательских способностей...

и постарайся еще на недостоющих 20 процентов біть обїективней по теме

0

11

да я и так из кожи вон лезу, чтоб быть объективной))))))))

какие такие преподавательские способности? я в школу не собираюсь))

0

12

В общем... ничего Вы, уважаемая, не поняли и собственно не собирались... а зря...

0

13

мне очень жаль, что я такая бестолковая( правда

0

14

Статья из мартовского номера журнала Cosmopolitan

Праздник и Камю
Любимая осторожно взяла книжку и с подозрением посмотрела на меня.
- Это что?
- Это подарок, - честно сказал я. -
Знаменитый трактат Альбера Камю
"Миф о Сизифе". Очень полезный.
Книжки дарить не очень легко, потому что далеко не все помнят о том, что книга - лучший подарок. Многие, когда им даришь книгу, приходят к выводу, что ты купил ее в переходе за пять минут до вручения. Собственно, обычно так оно и бывает, но в этот раз я готовился загодя. Беда только в том, что знаменитый трактат отнюдь не выглядел полезным.
- Послушай, - сказала она, - мы уже собрали на DVD несколько очень полезных фантастических сериалов.
У нас есть электрогитара - не знаю даже, как я раньше без нее обходилась, но спасибо, что это не ударная установка. А летом ты притащил домой архиполезный компьютерный руль и не вылезал из-за компьютера две недели. Я терпела. Но это уже издевательство какое-то. В чем его польза? Краткое руководство по толканию камней?
- Нет, - покачал я головой, - это инструкция, чтобы ты лучше меня понимала. Вот тебе иногда кажется, что жизнь практически прошла, а вся эта суета сует не имеет никакого смысла?
-Нет.
- Или, - увлекся я, - может быть, порой ты "с ужасом осознаешь, что время - твой злейший враг"?
Она на шаг отступила.
- Или, другими словами, - сделал я шаг вперед, - не кажется ли тебе, что вчера ты мечтала о завтрашнем
дне, а "сегодня от него следовало бы отречься"?
- У нас все хорошо? - вдруг спросила она.
(Женщины абсолютно не разбираются в философии.)
- Конечно, хорошо. - ответил я, -просто я не понимаю, как ты можешь жить, не чувствуя общую бессмысленность бытия. Не чувствуешь ли ты порой - дай-ка книжку! - "пронзительного экзистенциального одиночества, этого зверя, который не насыщается ни карьерными достижениями, ни успехами в личной жизни"? Не кажется ли тебе, что "все, что мы собой представляем, не имеет ровно никакого смысла перед вечностью"? Ты же должна понимать, что все это зря.
На этом месте она почему-то расплакалась. До конца дня со мной никто не разговаривал. Даже кот (но с ним-то все понятно - он за полную миску мать родную готов продать). Труд непонятого нобелевского лауреата так и остался лежать на телефонном столике. На следующий день я обнаружил его в мусорном ведре, но мне хватило ума и врожденного чувства такта не поднимать больше этот вопрос. Я думаю, что у женщин в голове есть какой-то блок, который мешает им понимать философию. Наверное, нехорошо напоминать им об этом.
То, что она испортила праздник, я ей простил. Обидно другое. Обидно, что она до сих пор так и не знает, как со мной обращаться.
Антон Бубликов

0

15

ну вот, что и требовалось доказать  :( *скупая мужская слеза скатилась по щеке*

Жень, спасибо  ff123

Дракоша... не жди от нас невозможного... ну по крайней мере- от меня  :P

0

16

Уже давно никто ничего не ждет... но смысл ждать еще остался...

0

17

Не за что, Светуль... странный молодой человек, это автор... Право, сомневаюсь, что ему нужна девушка, которая разбирается в философии, если так произошло...
И НЕЧЕГО ТОГДА НЫТЬ!

0

18

18:18:09 Orrca : DrakonoZavr_Эф: - На самом деле самого дела нет. В самой деятелъности заключена самостъ дела - и наоборот. Наоборот получим оборот на, и таким образом перевернем образ. Я уже не говорю о природе говора в роде при уже. Ужи и узы - вы меня понимаете, мистер Андерсон?
18:18:21 Orrca : DrakonoZavr_Эф: - Конечно, я так и думал, Смит. Дайте еще затянутъся...
/////////////
20:45:49  DrakonoZavr_Эф : _Alissa_: это мне такой анекдот у психов посвятили

0

19

20:45:49 DrakonoZavr_Эф : _Alissa_: это мне такой анекдот у психов посвятили

они тебя неплохо изучили))

0

20

Неа - просто всего текста разговора ты не знаешь - это они на сечет одной моей цитаты проехались - о смысле бессмыслия в бессмысленном осмыслении

0

21

я и говорю- любишь ты голову людЯм морочить) всякими заумностями и неразборчивыми высказываниями :P

0

22

ОН и ОНА

(диалоги)

ОН: Женщины - народ разговорчивый и, чего греха таить, одной из основных тем
их разговоров являемся мы - мужчины. Женщины часто полагают, что проблемы есть
только у них, и часто заблуждаются, считая, что жизнь мужчины безоблачна и
легка, по крайней мере, по сравнению с женской долей. В действительности
женщины знают о мужчинах не так много, как они себе представляют. Но что знаем
о себе мы - мужчины?
ОНА: Как ни странно, но психология до недавнего времени не делала различий
между мужским и женским  восприятием мира и рассматривала просто человека как
такового. И вот вам результат: наше непонимание друг друга, смешение мужских
и женских ролей в обществе и, в конечном итоге,  война полов,  которую мы
наблюдаем сегодня.
ОН: Так давай “перекуем мечи на орала” и попробуем разобраться, в происходящем,
тем более, что настоящему мужчине не престало воевать с женщиной. Итак, начнем?

ОНА: Для начала вспомним, как развиваются мальчики и девочки, как они
“устроены”.
ОН: Любопытный эксперимент, провели американские психологи.
В детском садике детей разделили на две группы: группа мальчиков и группа
девочек. Им выдали одинаковые наборы конструкторов, что-то типа ЛЕГО. Развели
по разным комнатам и стали наблюдать, что будет происходить. Выяснилась
удивительная вещь. Мальчики строили пирамиды, башни, ракеты, то есть нечто,
направленное вовне, а если вспомнить интерпретации З.Фрейда, напоминало
фаллический символ.
Девочки же, наоборот, создавали конструкции, направленные вовнутрь.
Это были интерьеры, уютные комнаты, которые словно приглашали войти.
  И здесь тоже прослеживается четкая аналогия со строением наших тел.
  ОНА: Да и простые наблюдения показывают, что девочки и мальчики с самого
раннего детства ведут себя и развиваются по-разному. Девочки начинают раньше
разговаривать.  Мальчики в основной своей массе более подвижны, более деятельны,
зато девочки больше говорят, обсуждают, о чем-то “шушукаются”.
  ОН: Так, вот откуда жалобы мужчин на то, что женщины “заговаривают  их до
смерти”!?
  ОНА: Да, в то время, как мужчины настроены на действие,  женщины настроены
на взаимодействие...
  Как показывают проведенные психологами опыты, когда женщина “заговаривает”
мужчину, он отключается уже через 2 минуты. А ведь она только начинает...
Женщины вообще любят “вытанцовывать” вокруг проблемы, четко не формулируя
ни цели, ни желаемого результата.
  ОН: Мужчина же направлен на действие. Вот и получается, что когда жена
начинает жаловаться мужу, например, на своего начальника, он может принять это
как сигнал к действию и начать решать проблему...
  ОНА: а ведь ей просто хотелось, чтобы ее пожалели...
  Часто женщины, будучи существами эмоциональными, жалуются на черствость и
неотзывчивость партнеров.
  ОН: Хотя мужчины отнюдь не менее эмоциональны. Просто их эмоциональность
имеет  другую природу. Если для женщины естественно открыто выражать свои
эмоции, то мужчины, глубоко переживая эти же эмоциональные состояния внутри,
испытывая трудности, когда приходится  говорить о них. Отсюда и частые
психические срывы, большая подверженность психосоматическим заболеваниям
(язва желудка, инфаркт, инсульт и др.)  и, в конечном итоге, меньшая
продолжительность жизни.
  ОНА: Часто мы смеемся над проявлением эмоций мальчиками-подростками,
переживающими первые в свое жизни романтические приключения. В нашей культуре
считается, что истинный мужчина не должен этого делать. А потом мы, женщины,
страдаем от того, что мужчина становится замкнутым и бесчувственным.
  ОН: Мужчина боится показать свою эмоциональность, принимая ее за признак
слабости. И здесь срабатывают навязанные нам социумом стереотипы. Хотя еще
Карл Густав Юнг показал, что как в женщине есть мужское начало, так и в мужчине
есть женское. Это - так называемая “внутренняя женщина” или анима (интересно,
что другое значение слова “анима” - это “душа”). “Истинный” мужчина не признает
и не допускает существования этой внутренней женщины, всячески “изгоняя” ее из
своего сознания. Но вместе с ней он изгоняет и то, что она дает ему.
Это - творческое начало, духовность, та же эмоциональность.
  ОНА: Природа анимы в самой примитивной форме (которая характеризует
психологическое состояние большинства современных мужчин) проявляется и оживает
в проекции т. е. буквально переносится на живую женщину из плоти и крови.
Поэтому мужчина, подверженный плохому настроению, обычно заявляет, что его
замучила жена. Если его внутренняя женщина находится в ярости, очень вероятно,
что близкая ему женщина тоже придет в ярость, осознавая это или нет.
С другой стороны, если мужчина находится в ладу со своей внутренней женщиной,
у него нет проблем в общении с женщиной, которая находится с ним рядом.

  Многие женщины считают, что именно они являются причиной плохого настроения
мужчины и безотлагательно стремятся разобраться в ситуации.
  ОН: Если и существует правило, которое женщина должна знать, то оно
заключается в следующем. Если мужчина подвержен своему настроению или попросту
говоря если на него “нашло”, женщине на какое-то время следует воздержаться
от любых суждений и критики при условии, что она  в состоянии это сделать.   
Спустя какое-то время, когда мужчина придет в себя, они смогут вместе обсудить,
что с ним случилось.
  ОНА: Такую выдержку женщине проявить очень трудно, но если она вспомнит,
что его настроение - это в первую очередь его проблема, а не ее недостаток,
она как правило найдет в себе мудрость переждать какое-то время до более
подходящего момента, когда можно будет понять, в чем именно состоит суть
проблемы.
  ОН: Мужчине не следует надеяться, что он никогда не будет подвержен своему
настроению. Тем не менее, ему следует иметь в виду, что, будучи одержим
настроением, он не теряет шанса выйти из этого состояния. Просто сказать себе:
“На меня наступает моя анима”,- значит уже частично себя контролировать.
Если же он при этом скажет жене: “У меня плохое настроение. Ты здесь абсолютно
ни при чем. Я хочу немного побыть один”,- то этим он окажет ей огромную услугу.
  Как только мужчина осознает, что он был одержим своим собственным настроением,
дело уже наполовину сделано. Такой простой поступок поможет ему стать свободным.

  http://psycholog.in.net.ua/

0

23

Дж. С. Эверли, Р. Розенфельд

                         М Е Д И Т А Ц И Я
                         -----------------
                       Перевод с английского
                          В.В.Храмелашвили
     
                            ПРЕДИСЛОВИЕ

     В западной культуре понятие "медитация" относится к актам
размышления, планирования, обдумывания или рефлексии. Западные
определения, однако, не отображают сущности восточного представления
о медитации. По восточным преданиям медитация представляет собой
процесс, посредством которого достигается "просветление". Это процесс
роста, дающий человеку новый опыт в интеллектуальной, философской и,
что важнее всего, в экзистенциальной сфере. В контексте этой книги
мы будем употреблять термин "медитация" просто для обозначения
методики аутогенного типа, обладающей потенциалом для индуцирования у
занимающегося ею трофотропного состояния путем концентрации внимания
на объекте, предназначенном для сосредоточения. При высоком уровне
овладения этими методиками возможно достижения психического
состояния, характеризующегося неэгоцентрическим и интуитивным типом
мышления.

                         ИСТОРИЯ МЕДИТАЦИИ

     Некоторые из самых ранних письменных источников, посвященных
медитации, восходят к старым индийским обычаям и относятся примерно
к 1500 году до н.э. Эти источники включают в себя религиозные
писания, известные под названием Вед, в которых рассматриваются
медитативные традиции древней Индии.

     В шестом веке до н.э. началось развитие различных форм
медитации - таоистской в Китае, буддистской в Индии, даже греки
занимались медитацией.

     Первыми христианами, начавшими пользоваться медитацией, были
отшельники, жившие в египетских пустынях в четвертом веке нашей
эры. Их медитативная практика в своих чертах напоминала
традиционную индуистскую и буддистскую медитацию.

     В 11 и 12 веках н.э. дзеновская форма медитации, называемая
"дзадзен", распространилась в Японии.

     Наконец, в 60-х годах нашего столетия волна медитативной
практики охватила США в форме, представляющей западный вариант
индуистской традиции. Она была завезена в эту страну Махариши Махеш
Йоги и получила название "трансцендентальной медитации"™.

                           ТИПЫ МЕДИТАЦИИ

     Медитационная практика представляет собой использование
определенной методики или процедуры, способной вызвать у
бодрствующего человека трофотропное состояние, о котором говорилось
выше. Хотя существует много видов медитации, общим для всех ее форм
является наличие стимула или предмета, на котором концентрирует
свое внимание медитирующий. Согласно Наранджано и Орнстейну, этот

                               - 2 -

предмет предназначен для "сосредоточения", т.е. он является в
сущности объектом для концентрации внимания.

     Медитативные методы можно, следовательно классифицировать в
соответствии с природой объекта сосредоточения. Согласно этому
критерию, существует четыре вида медитации.

     1.ПОВТОРЕНИЕ В УМЕ.  В этом случае объектом для сосредоточения
является какой-либо психический стимул. Классическим примером
психического  объекта для сосредоточения является "мантра".
Мантра - это слово или фраза, повторяемая вновь и вновь, обычно про
себя. Мы включили бы в эту категорию также и пение. В методике ТМ
также используется мантра. Эта мантра выбирается из нескольких
санскритских слов. Герберт Бекон использовал слово "раз" ("one") в
качестве мантры для больных артериальной гипертонией. Повторение
стихотворных отрывков также можно рассматривать как вид мантры.
В качестве мантры иногда используют и текст народных песен.

     2.ПОВТОРЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ.  Этот объект для концентрации
связан с фокусировкой внимания на каком-либо физическом действии.
В древнем йоговском (индуистском) способе медитации внимание
сосредотачивается на повторяющихся дыхательных движениях.  Различные
формы дыхательного контроля подсчета вдохов и выдохов (так называемая
пранаяма) лежат в основе одной из форм Хатха-йоги.  Широкой публике
лучше известен другой вариант Хатха-йоги, использующий различные позы
(так называемые асаны). Некоторые народы Востока используют в
практике продолжительные хороводные танцы с повторяющимися
движениями. Древние исполнители этого танца получили название
"танцующих дервишей". Наконец, распространение бега трусцой в США
дало импульс изучению этой деятельности.  Одним из эффектов, о
которых сообщали некоторые из таких бегунов, являются переживания,
подобные медитативным. Причиной этого может быть устанавливающееся во
время бега регулярное дыхание или однообразные звуки от
соприкосновения ног с землей.

     3.СОСРЕДОТОЧЕНИЕ НА ПРОБЛЕМЕ.  Этот объект для концентрации
представляет собой попытки решения проблемы, включающей
парадоксальные компоненты. Классическим примером являются дзеновские
"коаны". В этом случае для размышления дается парадоксальная на вид
задача. Одним из наиболее известных коанов является такой: "Как
звучит хлопок одной ладони?"

     4.ЗРИТЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ.  Здесь объектом для концентрации
является зрительный образ. Это может быть картина, пламя свечи,
лист дерева, внушающая расслабление сцена или что-то другое.
"Мандала" - это геометрическая фигура, квадрат внутри круга,
символизирующая единство человека и вселенной. В восточных
культурах она часто используется для зрительной концентрации.

                         МЕХАНИЗМЫ ДЕЙСТВИЯ

     Никто точно не знает, как именно действуют медитационные
методики. Тем не менее достаточно глубокое понимание этой проблемы
было достигнуто посредством изучения общего звена, присущего всем
формам медитации - объекта, предназначенного для концентрации

                               - 3 -

внимания. Такой стимул, предназначенный для "сосредоточения,
видимо, является принципиальной характеристикой медитативного
процесса.

     Роль объекта для концентрации заключается, по-видимому, в том,
чтобы дать возможность интуитивному, неэгоцентрическому типу
мышления (который соотносят с активностью неокортекста правого
полушария) занять в сознании доминирующее место - место, которое
обычно занимает аналитический эгоцентрический тип мышления
(соотносимый с активностью левого полушария). Объект для
концентрации обеспечивает, очевидно, возможность такого сдвига
путем монополизации нервной активности левого полушария, что
позволяет правому полушарию стать доминантным. Объект для
концентрации может монополизировать активность левого полушария,
вовлекая его в какую-либо монотонную деятельность (например
сосредоточение на мантре, дыхании или на определенных позах).
Кроме того, объект для концентрации может приводить в состояние
перегруженности и фрустрации левого полушария.
Это происходит в том случае, когда медитирующий размышляет над
внешне парадоксальной проблемой(как в Дзене) или когда он занят
интенсивной физической деятельностью, как это практикуется
суфистами ("танцующими дервишами"), последователями тантризма или,
возможно, американскими энтузиастами бега трусцой.

     Когда объект для концентрации используется эффективно,
характер процесса обработки информации мозгом изменяется.
"Когда рациональный (аналитический) ум затихает, интуитивный путь
приводит к исключительному познанию". Это познание является целью
всех медитативных методик, практикуемых их приверженцами.

     Это состояние "исключительного познания" называли по-разному.
На Востоке оно называется "нирваной" или "сатори". В вольном
переводе эти слова звучат как "просветление". Можно перевести их
также как "истинное сознание" или "осознание Бытия". В прежние
времена те немногие люди на Западе, которые были хорошо знакомы с
этим состоянием, называли его "сверхсознанием" или "космическим
сознанием".

     Все больше современных исследований содержат попытки изучения
нейрофизиологии при состоянии сверхсознания. Пока результаты этих
нейрофизиологических исследований не являются вполне определенными.
Данные более ранних работ свидетельствует в пользу того, что в
состоянии сверхсознания на электроэнцефалограмме уменьшается частота
волн с одновременным увеличением их амплитуды. Недавние нейрофизиоло-
гические исследования медитационного процесса указывают, как это уже
упоминалось, на переход при медитации доминирующей роли от левого
мозгового полушария к правому. При окончательном анализе, возможно, мы
обнаружим, что это состояние является результатом понижения
активности неокортекса в доминирующем правом полушарии.

     Важно подчеркнуть, что медитация и достижение состояния
сверхсознания не всегда являются одним и тем же!

     Пациент должен понять, что медитация представляет собой процесс,
или набор методик, которые используются медитирующим для достижения
желаемой цели - состояния сверхсознания.

                               - 4 -

          ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ СОСТОЯНИЯ СВЕРХСОЗНАНИЯ

     Как упоминалось недавно, присущее состоянию сверхсознания
"исключительное познание" является желаемой целью для посвященных в
любые типы медитации. Однако как клиницист, так и пациент должны
понимать ,что никогда нельзя быть уверенным в достижении этого
состояния и что оно не каждый раз достигается даже человеком с
большим опытом медитации. Поэтому возникает вопрос: если медитирующий
не может достигнуть состояния сверхсознания, не является ли время,
посвященное медитационной практике, затраченным впустую? Ответ на
этот вопрос только один - нет! Положительный терапевтический эффект
может быть получен без достижения конечного состояния сверхсознания.
Основанием для этого утверждения является существование нескольких
"терапевтических критериев", присущих процессу медитации и
указывающих на приближение к состоянию сверхсознания. Хотя Шапиро
рассматривает пять этапов медитации, а именно: 1) затрудненное
дыхание, 2) спутанное мышление, 3) релаксация, 4) отстраненное
наблюдение и 5) высшее состояние сознания - мы хотели бы расширить
представление о стадиях, наблюдаемых в медитационном процессе.

     Первая и самая фундаментальная стадия относится к самому факту
начала медитативной практики. Даже древние индуистские дзеновские
писания, посвященные медитации, указывают, что гораздо более важная
попытка достижения, состояния сверхсознания, чем действительное его
достижение. Для клинициста, живущего в двадцатом столетии, должно
быть ясно, что пациент, затрачивая время на медитацию, предпринимает
тем самым сознательное усилие, направленное на улучшение своего
здоровья. Такая позиция является, по своему определению,
противоположностью того поведенческого стиля, который приводит
пациента к чрезмерному стрессу. Точно так же, подчеркивание важности
самого акта медитации, а не достижения состояния сверхсознания
позволяет снять у больного большую часть соревновательного,
ориентированного на достижение успеха компонента этого процесса.

     Второй вехой на пути к сверхсознанию является возникновение
состояния более выраженной релаксации. На этом этапе пациент
самостоятельно вызывает у себя трофотропное состояние релаксации. Оно
представляет собой состояние бодрствования, характеризующееся
гипометаболическим функционированием организма, описанным в
литературе. Это состояние обладает терапевтическим эффектом
вследствие того, что: 1) организм достигает состояния, близкого ко
сну по своему восстановительному потенциалу, или превосходит его;
2) снижается эффективная проприоцептивная импульсация, вызванная
эрготропной стимуляцией.

     Третьей вехой на пути к сверхсознанию является отстраненное
наблюдение. В индийских священных книгах это описывается как
состояние, при котором медитирующий, наблюдая окружающую его среду,
остается "покоящимся в себе зрителем". Это состояние представляет
собой безличное пассивное состояние наблюдения, при котором
медитирующий просто "сосуществует" с окружением, а не противостоит
ему, пытаясь подчинить себе. Это неаналитическое, интуитивное
состояние. Похожим ощущением, которое испытывали многие, является и
"автодорожный гипноз". Это состояние часто испытывают водители на

                               - 5 -

монотонных скоростных автомагистралях. В какой-то момент они
замечают, что находятся на развилке 6, а в следующий момент - уже на
развилке 16, хотя совершенно не помнят о 10 промежуточных
перекрестках. Многие называют такое состояние "сном наяву". Важно
отметить, что водитель совершенно не утрачивает способности
управлять автомобилем; это состояние не является сном. Если возникает
критическая ситуация, водитель сможет отреагировать на нее
соответствующим образом. Клиницист, следовательно, должен объяснить,
что такое состояние не является ни летаргическим, ни абсолютно
пассивным (что является основным поводом для беспокойства многих
пациентов).

     Последней ступенью медитативного опыта, является "состояние
сверхсознания". Это состояние, по-видимому, включает в себя все
предыдущие состояния, отличаясь, однако, большей интенсивностью
переживания. Давидсон характеризует его природу следующим образом:

     1. Хорошее настроение (спокойствие, умиротворенность).
     2. Ощущение единства с окружением: то, что древние называли
союзом микрокосма (человека) с макрокосмом (вселенная).
     3. Непередаваемость ощущений.
     4. Изменение пространственно-временных соотношений.
     5. Обострившееся восприятие реальности и смысла окружающего.
     6. Парадоксальность, т.е. принятие вещей, которые кажутся
парадоксальными обыденному сознанию.

     Поскольку клиницист будет засыпан вопросами относительно природы
медитативных переживаний пациента, мы в целях лучшего понимания
разместим все типичные переживания вдоль оси континуума (рис.1).

     Этот континуум медитативных переживаний не носит характера
постепенного движения от одного дискретного состояния к другому.
Медитирующий может перескочить от любого состояния к любому другому и
обратно. С другой стороны, переживания в рамках каждого из состояний
могут варьироваться по степени глубины. Отметим, что скука и
отвлекающие мысли часто предшествуют более положительным эффектам.
Клиницист должен объяснить пациенту, что это является вполне
естественным и что они должны быть терпеливыми в таких случаях и
просто смещать внимание обратно к объекту концентрации.

     Медитирующего необходимо отучить от оценки медитативных сеансов,
так как такой подход вводит в действие парадигму успеха - неуспеха.
Бывают полезны просто рассказы пациента описательного характера о его
переживаниях для того, чтобы можно было проследить за его активностью
в период от двух до трех недель. Пациент может вести дневник, если
только он носит описательный, а не оценочный характер.

                 ИССЛЕДОВАНИЕ КЛИНИЧЕСКИХ ПОКАЗАНИЙ

     Адекватно контролируемых научных исследований эффективности
медитации в настоящее время существует немного (см. обсуждение этого
вопроса в обзоре). Тем не менее имеющиеся работы с относительно
хорошо подобранным контролем свидетельствуют о потенциально широком
спектре показаний к медитации для терапии стрессогенных состояний.
Конкретно, медитативные техники с использованием мантр оказались
эффективными:

                               - 6 -

     1. При лечении генерализованного автономного возбуждения и
чрезмерного эрготропного тонуса.
     2. При лечении тревожных состояний и невроза тревоги.
     3. При лечении фобий.
     4. Для усиления "самоактуализации" и "позитивного психического
здоровья".
     5. Как вспомогательное средство при лечении наркомании и
алкоголизма.
     6. Как вспомогательное средство при лечении эссенциальной
гипертонии.

     Для того, чтобы объективно определить терапевтическую
эффективность медитации, нельзя допустить, чтобы низкое качество
многих из ранних исследований и клинических сообщений, а также
несколько коммерческий оттенок, который приобрела медитация, отрица-
тельно повлияли на оценку этого метода. Хотя и очевидно, что клини-
ческое применение медитации нуждается в дальнейшей валидизации, мы
считаем, что перечисленные выше попытки использования медитации, а
также носящее предварительный характер обоснование ее терапевтического
действия свидетельствует в пользу применения этого метода в клинике.

     После того, как мы представим теоретическую основу для
клинического применения медитации, рассмотрим вопросы ее
практического использования.

                     КАК ОСУЩЕСТВЛЯТЬ МЕДИТАЦИЮ

     Дальнейшее обсуждение является руководством по клиническому
применению медитации.

                        ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

     В дополнение к общим мерам предосторожности при использовании
релаксации, рассмотренным в предыдущей главе, необходимо следующее:

     1. Определить, имеются ли у пациента какие-либо противопоказания
к применению медитации. Например, при наличии эффективного психоза
или психоза с идеаторными расстройствами состояние больного может
обостриться в результате использования медитации. Клиницист должен
также обратить особое внимание на больных, проявляющих тенденцию к
непсихотическому фантазированию, свойственную, например, личностям
шизоидного типа. Необходимо отметить, что некоторым индивидам с
поведенческим типом А и импульсивностью, по-видимому, труднее
обучиться релаксации по сравнению с менее импульсивными лицами.
Скука и отвлекающие мысли мешают им медитировать.
     2. Расспросить больного о том, есть ли у него какие-либо знания
или опыт относительно медитации. Необходимо уделить особое внимание
любому упоминанию культовых или религиозных аспектов медитации. Эти
ошибочные представления о медитации часто беспокоят пациентов.
Некоторые думают, что медитация является кощунственным актом.
     3. Дать больному общее представление о медитации.
     4. Рассказать пациенту о соответствующем окружении для
медитации.
     Необходимая информация представлена в следующем разделе.

                               - 7 -

                        КОМПОНЕНТЫ МЕДИТАЦИИ

     В своей книге "Реакция релаксации" Бенсон описывает четыре
компонента, способствующие успешной медитации:

     1. Спокойное окружение.
     2. Приспособление, облегчающее концентрацию.
     3. Пассивная установка.
     4. Удобная поза.

     Наши собственные исследования и клинический опыт в общем
согласуются с этими положениями, но мы хотели бы несколько расширить
положения Бенсона.

     Первое условие, которое мы рекомендуем - это спокойное
окружение. Спокойное окружение - это отсутствие внешних стимулов,
могущих помешать медитационному процессу. Многие пациенты будут
уверять, что такое место невозможно найти. Если это так, то
необходимо проявить некоторую изобретательность. Пациент может
использовать какую-либо музыку или имитационные записи для
"маскировки" отвлекающих моментов. В наших лабораторных экспериментах
мы обнаружили, что ровное гудение вентилятора или кондиционера
представляет собой эффективный маскирующий шум. Ровный шум низкой или
умеренной силы действительно может оказать релаксирующее воздействие.
Если такой возможности нет, пациент может завязать глаза и (или)
использовать затычки для ушей с целью снижения уровня внешней
стимуляции.

     Вторым условием (в случае физически пассивной медитации)
является удобная поза. Мышечное напряжение может мешать процессу
медитации. В начале обучения пациент должен находиться в таком
положении, когда большая часть веса его тела имеет опору. Важным
исключением являются голова и шея. Если держать спину выпрямленной, а
голову и шею без опоры, то это поддерживает мышечное напряжение,
достаточное для того, чтобы предотвратить засыпание пациента. Если
больной все же засыпает во время медитации, необходимо использовать
позу, требующую большего мышечного напряжения.

     Третьим условием является наличие объекта концентрации. Этот
компонент представляет собой связующее звено между всеми формами
медитации (даже физически активными методами), как упоминалось выше.
Приспособление для сосредоточения, по-видимому, дает возможность
мозгу изменить свой обычный способ функционирования.

     Четвертым условием является пассивная установка. Эту установку
некоторые называли "пассивной волей" или "пассивным вниманием".
Бенсон утверждает, что такая "пассивная установка является, возможно,
самым важным элементом".

     Имея такую установку, пациент "позволяет" возникнуть
медитативному процессу, вместо того, чтобы стремиться контролировать
его. Согласно формулировке Гринслена, "Пациент может начать
побеждать, лишь прекратив свое сопротивление и позволив... процессу
развиваться".

                               - 8 -

     Если больной не способен принять такую установку, то он будет
задавать вопросы такого рода:
     "Правильно ли я это делаю?" - обычно указывает на озабоченность
внешним выполнением медитации.
     "Сколько времени это займет?" - говорит, как правило, об
озабоченности относительно времени.
     "Что является показателем хорошего освоения?" - обычно
свидетельствует о сосредоточенности пациента на внешних результатах,
а не на самом процессе.
     "Должен ли я стараться запомнить все, что чувствую?" - как
правило, указывает на чрезмерно аналитический подход. Чем больше
пациент размышляет над такими вопросами, тем менее успешной будет его
деятельность. Отвлекающие мысли являются совершенно нормальным
компонентом медитационного процесса и их появления следует ожидать.
Однако принятие пассивной установки позволит пациенту распознавать
отвлекающие мысли и просто возвращать внимание на объект
концентрации. Прекрасное описание пассивной установки можно найти в
работе Эрика Пепера.

     Пятым и последним условием, которое мы ставим, является
психофизиологическая восприимчивость окружающей среды.
Под этим мы понимаем ряд внутренних психофизиологических условий,
наличие которых дает возможность пациенту медитировать. Мы отмечали,
например, что попытки медитации у больных с высоким уровнем психо-
физиологического возбуждения бывают крайне неэффективны. Поэтому мы
сочли необходимым обучить пациентов приводить себя в более
"восприимчивое состояние" для медитации (это применимо также для био-
обратной связи, гипноза и метода направляемого воображения). Для
достижения этого состояния пациент может использовать несколько
приемов нервно-мышечной релаксации для уменьшения избыточного
мышечного напряжения. Мы также рекомендовали больным принять горячую
ванну перед медитацией. В некоторых случаях пациенты сообщали о
достижении хорошего успеха в медитации, когда они медитировали, сидя
в горячей ванне. Мы обнаружили, что это мало кем упоминаемое условие
психофизиологической восприимчивости является критической переменной
в нашей собственной клинической работе. Поэтому мы расширяем
медитативный континуум (см. рис.1), включив в него этот параметр.
(рис 2.)

                         ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА

     Ниже приводится образец протокола для физически пассивной формы
медитации с использованием мантры.

     Изучите его, отмечая на полях, какие изменения вы внесли бы в
него с учетом ваших нужд.

                         ВВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

     Цель этих инструкций заключается в том, чтобы ознакомить вас с
использованием медитации для снижения уровня стресса в вашей жизни.
Эти инструкции включают общее введение и конкретные указания по
использованию четырех медитативных методик, из которых вы можете
выбрать наиболее подходящие для вас. Впоследствии вы, возможно,
захотите внести частичные изменения в методику, в соответствии с

                               - 9 -

ситуацией или вашими личными наклонностями, но на начальной стадии
обучения вы должны выполнять все упражнения точно по инструкции.
Когда вы выберете одну из медитативных методик, пользуйтесь ею в
соответствии с инструкцией и в течение 10-15 мин (не прерываясь) один
или два раза в день.

     Некоторые люди, незнакомые с природой и происхождением
медитации, путают медитацию и конкретные формы ее использования.
Приведенные здесь способы медитации представляют собой сочетание
приемом, заимствованных из древневосточной философии, с современными
релаксационными и снижающими стресс методиками. Хотя некоторыми из
этих способов пользовались в рамках специфических религий,
утверждение, что медитации представляют собой религиозный обычай,
равносильно тому, что вино является религиозным средством только
из-за того, что во многих религиях оно используется для церемоний.
Медитация - это способ успокоения разума, являющийся, конечно,
необходимой предпосылкой уменьшения тревоги и напряжения.

     Как уже указывалось, спокойствие рассудка само по себе является
конечной целью. То, как вы пользуетесь этим драгоценным искусством,
зависит, конечно, только от вас.

     Теоретические и практические основы медитации часто понимают
неправильно; поскольку нелегко определить само понятие медитации.
Медитация - не физиологическое состояние. Оно не является также
каким-то особым психологическим состоянием. Это и не религия. В
данном контексте медитация понимается скорее как определенная
методика. Она носит настолько базисный характер, что встречается
во все времена, во всех культурах, расах, религиях и идеологиях.
Физиологические, психологические и философские цели медитации не
могут быть достигнуты без тренировки, а овладеть медитативными
приемами невозможно иначе, как путем постоянных упражнений.

     Хотя существует множество форм медитации, наиболее популярные на
Западе методы происходят от обычаев, характерных для старинной
культуры Йоги и Дзен. Каждый тип медитации отличается по своим целям
и методике. Те, что представлены здесь, считаются наиболее пригодными
для снижения уровня стресса. Им легко научиться и они в наибольшей
степени свободны от культовых, религиозных и церковных оттенков.
Набор этих методик достаточно полный и может вполне удовлетворить
потребность в медитации; его можно также использовать как введение к
другим, более специфическим формам.

     Существует несколько основных правил, которым вы должны
следовать, обучаясь медитации.

     Прежде всего необходимо найти спокойную обстановку, лишенную как
внешних, так и внутренних раздражителей. Очень важно иметь (особенно
в процессе обучения) тихую комнату, отгороженную от тех, кто в данный
момент не медитирует. Снимите трубку с телефонного аппарата или, по
крайней мере, выберите комнату без телефона. Вообще сделайте все, что
можно для уменьшения внешних шумов. Если вы не можете совсем
избавиться от шума, как это обычно бывает в многонаселенном доме,
общежитии и т.д., пользуйтесь затычками для ушей. Поставьте пластинку
или включите магнитофонную запись с тихой инструментальной музыкой,
или же используйте любую из многочисленных имеющихся в продаже

                               - 10 -

записей, имитирующих различные природные шумы. Даже ровный гул
вентилятора или кондиционера может эффективно приглушить или
замаскировать внешний шум. Вы можете также уменьшить или совсем
выключить освещение в комнате. Теперь, когда вы сделали внешнюю среду
более спокойной, следующий важный шаг должен заключаться в
обеспечении спокойствия вашей внутренней среды. Один из способов
состоит в уменьшении мышечного напряжения, которое является одним из
самых серьезных препятствий для успешной медитации. Затратьте
некоторое время на то, чтобы расслабить ваши мышцы. Один из способов
снижения мышечного напряжения заключается в том, чтобы сесть
поудобнее. Возможно, что вы не ощутите себя на самом деле
медитирующим, если не сядете в восточную позу лотоса (со скрещенными
ногами); эта поза однако требует значительной гибкости и определенной
тренировки. А сейчас сядьте удобно на пол или лучше в удобное кресло
с прямой спинкой, ступни на полу, ноги не перекрещены, руки покоятся
на бедрах, ладони полуоткрыты, пальцы рук не сцеплены. Вы должны
сидеть спокойно; но помните, что медитация - это не транс. Если
испытываете неудобство или слишком большое напряжение где нибудь -
подвигайтесь. Если вы ощущаете легкий зуд, то можно это место
почесать. Не следует принимать жесткую неподвижную позу.
Расслабьтесь. Чтобы не заснуть, лучше не принимать положения лежа и
не давать опоры голове. Держите голову, шею и спину по одной
вертикальной линии. Для поддержания такой позы необходимо
незначительное мышечное напряжение, достаточное в то же время для
того, чтобы не заснуть, и создающее оптимальную позу для обучения
медитации.

     Есть много видов медитации. Некоторые из них обращены к
внутренним силам, внутренней энергии, самосознанию. Другие - к
внешним предметам, таким как слова, свет или звуки. Медитация - это
простой естественный процесс. И хотя методология может быть
различной, суть ее остается той же. Основа медитации включает
пассивную концентрацию на некоторых стимулах, будь то слово, образ,
собственное дыхание или вообще ничто. Такой раздражитель действует
как средство, отводящее, отвлекающее мысли из вашей головы. Однако,
чем сильнее вы сосредоточиваетесь на стимуле, тем труднее
медитировать. Хотя это утверждение кажется парадоксальным , оно тем
не менее верно вследствие того, что медитация представляет собой
"пассивную активность". Вы должны позволить себе пассивно
взаимодействовать с раздражителем, каким бы он ни был.  Вы должны
научиться пассивно сосредоточиваться на стимуле.  Искусство пассивной
концентрации требует времени для своего развития, поэтому не надо
отчаиваться, если Вам будет трудно в течении первых нескольких
недель. Просто продолжайте заниматься.

     
                             ИНСТРУКЦИЯ

     Теперь Вы готовы к получению настоящей инструкции. Сначала
закройте глаза. Обратите внимание на наступившее в результате этого
успокоение. Большая часть сенсорной информации поступает к нам
через зрение. Простым закрытием глаз Вы можете в значительной
степени успокоить свой ум.

                               - 11 -

     
               ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ НА ДЫХАНИИ

     Сейчас мы займемся очищением ума. Не от всех забот, но от
преходящих мыслей, которые, воздействуя на воображение, увеличивают
стрессовое возбуждение. Сосредоточьтесь на своем дыхании.
Переключите внимание с беспокойного внешнего мира к спокойному и
умиротворенному внутреннему миру.

     Вдыхая, подумайте: "вдох". Выдохните. Подумайте: "выдох".
Вдох, выдох. Концентрируйте внимание на своем дыхании. Думайте:
"вдох, выдох". Вдохните через нос и без всякого усилия дайте
воздуху выйти через рот. Просто откройте рот и дайте воздуху выйти.
Не форсируйте выдох. Вы поглощены процессом дыхания.
Концентрируйтесь на своем дыхании. Вдох, выдох. Теперь каждый раз,
когда Вы вдыхаете, ощущайте вдыхаемый Вами холодный воздух, а
каждый раз, когда выдыхаете, ощущайте какой он теплый и влажный.
Начинайте, пожалуйста (пауза 60 сек).

                     ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ "РАЗ"

     Теперь мы поменяем концентрацию на дыхании на использование
мантры. Мантра - это вспомогательное средство, обычно слово или
фраза. Это просто вспомогательное средство, способствующее тому,
чтобы Ваш разум не затерялся в собственных фантазиях. Примером
мантры, предлагаемой Гербертом Бенсом в его книге "Реакция
релаксации", является слово "раз" (р-а-з). Это легкое слово, без
культового смысла, имеющее небольшое значение как исчисляемое.
Каждый раз, когда Вы выдыхаете, произносите про себя слово "раз".
Скажите: "раз", "раз". Скажите тихо: "раз". Произнесите слово, не
двигая губами. Произнесите еще тише, пока оно не станет просто
мыслью (здесь пауза 75 сек).

                    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ "ОМ"

     Слово "раз" представляет собой образец мантры. Способ,
помогающий очищению ума. При концентрации на слове, не обладающем
значением или эмоциональным содержанием, характер деятельности
Вашего мозга начинает меняться. Рассудок приходит в более
спокойное, более утонченное состояние сознания. Многие люди любят
использовать слова древнего санскрита, чувствуя, что они произносят
мелодичные звуки, имеющие духовное содержание, которые также могут
применяться при концентрации. Универсальной мантрой является слово
"ом" (по буквам: о-м), что также означает "один". Каждый раз, когда
Вы выдыхаете, произносите слово "ом", "ом". Дышите спокойно, как Вы
дышите обычно, но теперь не концентрируйтесь на дыхании. Повторите
мантру в уме. Просто произносите ее мысленно. Не надо двигать
губами. Просто подумайте о ней. Не концентрируйтесь на дыхании.
Дайте мантре самой повторяться в Вашем уме. Не прилагайте к этому
усилий. Просто пусть она как бы "переливается". Постепенно мантра
начнет стираться в Вашем уме. Рассудок станет спокойным. Время от
времени это спокойствие может нарушаться отрывочными мыслями. Дайте
им пройти. Ощущайте их, потом, посредством возвращения к мантре,

                               - 12 -

дайте им уйти из Вашего ума так же быстро, как они вошли в него.
Давайте сейчас попробуем использовать слово "ом", "ом" (пауза 75
сек). Помните, мантра - это средство, чтобы помочь очищению разума,
когда Вы не можете сделать это самостоятельно. Помните также, что Вы
должны свести движения к минимуму, однако, если почувствуете
неудобство, подвигайтесь. Если Вас беспокоит, который сейчас час,
взгляните на часы. Чувство дискомфорта или тревоги помешает Вам
достичь состояния полного расслабления.

                        ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЧЕТА

     Последняя мантра , которую Вы можете взять на вооружение, если
окажется, что Ваши мысли слишком блуждают, требует немного большей
концентрации по сравнению с тремя предыдущими методиками,

     Выдыхая, ведите обратный счет от 10 до 1. Каждый раз, когда Вы
выдыхаете, произносите одно число. Когда Вы произносите это число,
постарайтесь представить его "внутренним взором". Когда Вы дойдете
до 1, считайте до 10, а затем начните все снова. Приступайте ,
пожалуйста (здесь пауза 3 мин).

                       ПЕРЕХОД К БОДРСТВОВАНИЮ.

     Сейчас я хочу вернуть Вам внимание к себе и к окружающему
миру. Я буду считать от 1 до 10. С каждым счетом Вы будете
чувствовать, что Ваш разум все более и более пробуждается, а Ваше
тело становится все более освеженным. Когда я досчитаю до 10,
Вы откроете глаза и ощутите себя лучше, чем когда бы то ни было
сегодня. Вы почувствуете себя бодрым, освежившимся, полным энергии
и готовым к возобновлению Вашей деятельности. Итак , начнем:

     1 - 2 - Вы начинаете чувствовать себя бодрее;
     3 - 4 - 5 - Вы все более и более пробуждаетесь;
     6 - 7 -  теперь пошевелите ступнями и кистями;
     8 -  пошевелите руками и ногами;
     9 - 10 - сейчас откройте глаза! Вы чувствуете себя бодрым,
пробудившимся. Ваш ум ясен и тело освежилось.

     Прочитав представленные материалы, можно заметить следующие
особенности:

     1. Пациенту было дано четыре разных мантры на выбор. Такая
"свобода выбора" может увеличить клиническую эффективность методов
( см. главы 8 и 15). Важно узнать у пациента, какая мантра и почему
была для него самой лучшей. Задавание подобных вопросов
способствует совершенствованию интроспекции и самоанализа у
пациента.
     2. Описание медитации содержит пункт "переход к
бодрствованию", как и инструкция для нервно-мышечной релаксации.
     3. Клиницист должен указать пациенту, когда ему следует
медитировать. Мы установили, что достаточно заниматься один или два
раза в день: продолжительность каждого сеанса 15 - 20 мин. Как и
при нервно-мышечной релаксации, лучшее время для медитации - перед
вторым завтраком или до обеда, но и утренние занятия могут дать
заряд бодрости на весь последующий день.

                               - 13 -

     
                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     На основе наших клинических наблюдений и исследовательской
работы, дополняющих данные литературы, мы должны сделать вывод, что
специфический процесс медитации может быть очень эффективным
терапевтическим подходом при чрезмерном стрессе.

     Здесь однако остро встает проблема: какие конкретные формы
медитации лучше всего подходят для тех или иных индивидов? Этим
объясняется наше желание дать, по меньшей мере, четыре различные
разновидности мантр. Предлагая пациенту несколько медитативных
методик, мы заметили, что наше лечение стало более эффективным по
сравнению с теми случаями, когда мы обучали больных только одной
форме медитации.

     В целом, наилучшие результаты мы получали в тех случаях, когда
пациенты применяли до начала медитации несколько приемов
нервно-мышечной релаксации. Этот факт привел нас к формированию
понятия "психологической восприимчивости" к медитации.

     Возможно, самая трудная задача клинициста при использовании
медитации как лечебного средства заключается в устранении
мистических, культовых и религиозных наслоений окружающих этот
чрезвычайно ценный терапевтический инструмент. В конечном счете,
тем не менее именно клиницист должен оценить целесообразность
применения медитации в зависимости от индивидуальных особенностей
пациента.

                               - 14 -

     Медитация                                   Отвлекающие
                          -             Скука -                                             -
     начинается                                       мысли

     Глубокая           Отстраненное
-   релаксация     -   наблюдение        -   Сверхсознание
     (трофотропное
     состояние)

                 Рис. 1. Медитационный континуум.

     (+)            (-)

     Возбуждение            Медитация
   психофиологическая  -    начинается   -   Скука   -
     восприимчивость

     Отвлекающие             Глубокая             Отстраненное
-   мысли             -     релаксация      -    наблюдение      -
                             (трофотропное
                             состояние)

-   Сверхсознание

                  Рис. 2. Континуум "Возбуждение - медитация".

                        О Г Л А В Л Е Н И Е

     Предисловие                                            1

     История медитации                                      1

     Типы медитации                                         1

     Механизмы действия                                     2

     Терапевтические критерии
     состояния сверхсознания                                4

     Исследование клинических показаний
     и эффектов медитации                                   5

     Как осуществить медитацию                              6

     Образец протокола                                      8

     Заключение                                            13

0

24

вот у мну родился вопрос...

отношения без мозго*бства не существуют?

0

25

существуют -например у микробов и болндинок - отсутствие мозга физическое устраняет мозгое...тво фактически

0

26

но но но! блондинок не трогать! встречаются и редкие экземпляры, наделенные мозгами)

0

27

Это псевдо блондинки -брюнетки-альбиносы

0

28

ага... и опять Дракон самый умный, и опять Дракон всё знает лучше всех... бе бе бе)))

0

29

Кому интересно -скопирует и прочитает все ниже выведенное из одного словарика, поскольку каждый нефорокер та любит кичится своей личностью и глобальностью в оной (гы, это и про мене тоже), то ему следует хотябы знать , что с точки зрения психологии являет собою личность

ЛИЧНОСТЬ — феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности — целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения.
Личность -- саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека.
*                            В широком, традиционном смысле — индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма -- вплоть до особенностей обмена веществ. Популярность и стойкость такого расширенного понимания в литературе, видимо, объясняется его сходством с обыденным значением этого слова.
*                        В узком смысле — определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в деятельности совместной и общении. Согласно Леонтьеву, личность — качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, и то лишь достигнув определенного возраста. В ходе деятельности человек вступает в
отношения с другими людьми — в отношения общественные, и эти отношения становятся личностнообразующими. Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов.
Это представление достаточно сложно и требует пояснений. Оно не совпадает с традиционной трактовкой — в широком смысле. Суженное понятие позволяет вычленить очень важный аспект человеческого бытия, связанный с общественным характером его жизни. Человек как общественное существо приобретает новые качества, кои отсутствуют, если его рассматривать как существо изолированнное, несоциальное. Чтобы лучше понять эти качества, нужно рассмотреть с их т. эр. интересов и задач общества. Общество должно заботиться о воспроизводстве своих членов, причем способных поддерживать его устойчивость и развитие. Но в лице каждого члена общества выступает самоактивный субъект, деятельность коего определяется прежде всего собственными потребностями и мотивами. Поэтому главный путь действительного воспроизводства члена общества — воспитание его мотивов. Человек становится личностью в той мере, в какой система его мотивов оказывается соответствующей требованиям общества. И каждая личность с определенного времени начинает вносить определенный вклад в жизнь общества и отдельных людей. Вот почему рядом с понятиями личности и личностного появляется понятие общественно значимого. Хотя это значимое может быть и общественно неприемлемым: преступление -столь же личностный акт, как и подвиг.
* Для психологической конкретизации понятия личности нужно ответить хотя бы на вопросы о том, в чем состоит новообразование, называемое личностью, как происходит формирование личности, как представляется с т. зр. самого субъекта рост и функционирование его личности.
Критерии сформировавшейся личности таковы: 1) наличие в мотивах иерархии в одном определенном смысле — как способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого -способности к поведению опосредованному; при этом предполагается, что мотивы, благодаря коим преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы, социальны по происхождению и смыслу (просто опосредованное поведение может иметь в основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже "стихийную нравственность": субъект может не отдавать себе отчета в том, что именно заставляет его поступать определенным образом, однако действовать вполне нравственно); 2) способность к сознательному руководству собственным поведением; это руководство ведется на основе осознанных мотивов-целей и принципов (в отличие от первого критерия, здесь предполагается именно сознательное соподчинение мотивов -- сознательное опосредование
поведения, что предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности).
В дидактическом плане все свойства, отношения и действия личности можно условно объединить в четыре тесно связанные функциональные подструктуры, каждая из коих — сложное образование, выполняющее определенную роль в жизнедеятельности: 1) система регуляции; 2) си¬стема стимуляции; 3) система стабилизации; 4) система индикации.
В ходе общественного развития человека системы регуляции и стимуляции постоянно взаимодействуют, и на их основе возникают все более сложные психические свойства, отношения и действия, направляющие личность на решение жизненных задач.
Единство личности на всем жизненном пути обеспечивается памятью — преемственностью целей, поступков, отношений, притязаний, убеждений, идеалов и пр.
Западная психология рассматривает личность как особую неизменную духовную сущность, как "целиком психическое существо". В психологии гормической и в психоанализе личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Бихевиоризм фактически снимал проблему личности, коей не оставалось места в механистической схеме "стимул — реакция". Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции К. Левина, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса также обнаруживают определенную ограниченность. Но в области психотерапии личности, тренинга общения и пр. успехи западной эмпирической психологии весьма заметны.
В отечественной психологии проблема личности решалась с позиций марксизма. Человека как личность характеризует система обусловленных общественной жизнью отношений, субъектом коих он является. В процессе отражения объективного мира активно действующая личность выступает как целое, в коем познание окружающего осуществляется в единстве с переживанием. Личность рассматривается в единстве — но не тождестве - чувственной сущности ее носителя — индивида и условий социальной среды. Природные свойства и особенности индивида выступают в_ личности как ее социально обусловленные элементы. Личность -опосредующее звено, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида. Возникновение личности как системного качества обусловлено тем, что индивид в деятельности совместной с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью.
Личность характеризуется: 1) активностью — стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; 2) направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов -интересов, убеждений, идеалов, вкусов и пр., в коих проявляют себя потребности человека; 3) глубинными смысловыми структурами
(системами смысловыми динамическими, по Выготскому), обуслов¬ливающими ее сознание и поведение; они относительно устойчивы к вер¬бальным воздействиям и преобразуются в деятельности совместной групп и коллективов (принцип опосредования деятельностного); 4) степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения, установки, диспозиции и пр.
Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоторых важных сторон ее активности.
Субъективно для индивида личность выступает как его Я, как система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, коя обеспечивает единство и тождественность его личности и обнаруживает себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и пр. Образ Я представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел, и пр. Соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять поведение и осуществлять цели самовоспитания. Апелляция к самооценке и самоуважению личности -важный фактор направленного воздействия на личность при воспитании.
Личность как субъект отношений межличностных обнаруживает себя в трех репрезентациях, образующих единство: 1) личность как относительно устойчивая совокупность ее интраиндивидных качеств: симптомокомплексы психических свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности личности; структура характера личности, особенности темперамента, способности; 2) личность как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители личностей их участников; так преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании взаимоотношений межличностных либо как феноменов группы, либо как феноменов личности: личностное выступает как групповое, групповое -- как личностное; 3) личность как "идеальная представленность" индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе за пределами их наличного взаимодействия; как результат активно осуществляемых человеком смысловых преобразований сфер интеллектуальной и аффективно-потребностной других личностей.
Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную потребность быть личностью — полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает способность быть личностью, реализуемую в социально значимой деятельности. Наличие и особенности способности быть личностью могут выявляться с помощью метода субъективности отраженной. Развитие личности осуществляется в условиях социализации индивида и его воспитания.

0

30

далее статья является выборочной - нарезал кусков для уважаемых нефорокеров и остальных, считающих себя жуткоисключительными и продвинутыми, короче - как по мне героические великие нефорские дела есть нижеописанный комплекс - значится я борюсь со своей стороны с привнесением в нефорство здравого смысла...
(У Енота на это может быть свой саркастический взгляд -но кто ж его, полосатого, слушать будет)

. Он обратил особое внимание на неврозы ноогенные и, с целью раскрытия стремления человека к обретению смысла существования, ориентировал логотерапию на преодоление "экзистенциального вакуума" - чувства пустоты и бессмысленности, на преодоление избыточного давления "трагического триединства человеческого существования" - страдания, вины и смерти.
Согласно Франклу, вопрос о смысле жизни естествен для человека, -и именно то обстоятельство, что человек не стремится обрести его и не видит ведущих к тому путей,  выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний типа ощущения бессмысленности и никчемности жизни.
Как средство преодоления утраты смысла логотерапия направлена на обращение сознания к подлинно духовным сущностям и к трем группам ценностей: ценностей творчества, переживания и отношений. Значительное внимание уделяется проблемам философии человеческой ответственности и смыслоосознаваемой гуманитарной активности.
Теория и практика логотерапии исходит из того, что основная движущая сила в поведении личности и в ее развитии — именно стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает состояния вакуума экзистенциального и фрустрации экзистенциальной, выступающие причиной неврозов ноогенных, связанных с апатией, депрессией и утратой интереса к жизни, а также со стремлением к минимизации внутреннего напряжения.
Главное препятствие в поисках смысла жизни — центрация человека на самом себе, неумение выйти "за пределы себя" — к другому человеку или смыслу. Смысл существует объективно в каждом моменте жизни; психотерапевт не может дать клиенту этот смысл — он для каждого свой, — но может помочь его увидеть. Чтобы помочь человеку в его проблемах, используются два основных принципа: принцип дерефлексии и принцип интенции парадоксальной.
Практика логотерапии направлена на то, чтобы помочь обрести
утраченный смысл жизни. Одним из главных источников смысла
выступает религиозная вера. Однако религия -- не единственно
возможный источник смысла; эта проблема может решаться столь же
успешно и неверующими людьми. Уникальный смысл жизни или
выполняющие его функцию обобщенные ценности можно найти в одной из трех сфер: творчества, переживания и сознательно принимаемого отношения к тем обстоятельствам, кои невозможно изменить.
вото вот -еще источник -рок и прочие движения....

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » РУССКИЙ РОК АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ » Мусорка » Психология и Мы и Я и даже - Ты