РУССКИЙ РОК АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Ю.Ю.

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Юрий Шевчук: «Эту сволочь надо выжигать калёным железом»

— Устали?

— Да вы, наверное, больше устали?

— Спасибо за концерт. Это было здорово.

— Серьезно, вам понравилось?

— Современная молодежь в таком случае говорит: «Вы нас порвали!»

— Да ну не сказал бы... Ну, сегодня зеленый концерт. То есть последний концерт в туре.

— У вас сейчас, у одного из динозавров русского рок-н-ролла, больше всего экспериментов. «Мир номер ноль» была абсолютно новая штука. Сейчас — «Единочество». Много нового выпускаете. Почему так? Старое не нравится?

— Ну, мы ж не в армии служим, чтоб в одних погонах двадцать лет прошагать. Я люблю служивых, но дело не в этом. Просто иначе скучно. Я буду петь свой «Поворот», «Осень» с утра до ночи и что? Так же с ума можно сойти. Вы же творческие люди, сами все прекрасно понимаете. Поэтому мир, безусловно, велик и необъятен, это прекрасно. И существует столько нот и даже ладов в мире. Интересно изучать жизнь, изучать этот океан, который называется Вселенной. Интересна жизнь.

— «Осень» стала саундтреком к сериалу NEXT-2. Есть такое мнение, что сериал — это массовая культура. Не жалко было отдавать песню массовой культуре?

— Нам навязали сериал, честно скажу. «Реал Рекордс». Мы продали ему «Единочество», два альбома. Причем, это было первый раз в стране, когда группа продала материал, который издатели не слышали. У нас были жуткие долги по студии, по всему... Издатель пошел нам навстречу, оплатил все наши долги. Не зная, что за материал идет в выпуск. «Реал Рекордс» — хорошая фирма, не пиратская. Она серьезная фирма, и они пошли на это. Но они, конечно, навязали нам этот чертов сериал (смеется). Они требовали все хиты: «Осень», «Еду я на родину». Я за эти хиты дрался. Я сказал, что «Еду я на родину» — для многих эта песня ассоциативна. Почему на нее нет клипа? Потому что каждый ассоциирует ее со своей жизнью. Поэтому мы пришли к паритету. Там была «Церковь», там была «Ты не один» и еще несколько песен. Все их мы записали в одном формате звуковом. Как-то в одной стилистике для этого фильма.

— Сегодня сильно фонограмщика сделали... Как, кстати, ваша война с фоно-грамщиками. Кто главный фонограмщик?

— Ну, фонограмщик — это не самое главное зло. Мне многие говорят: с кем ты дерешься?! Я сам понимаю, что попса — это ж как дети. Они хотят жить хорошо и при этом ничего не делать. Что с детьми бороться? Я не борюсь с детьми, а с теми мудаками, которые вот этих детей выкармливают. Все эти фабрики звезд и так далее. Все эти куриные окорочка. Всю эту попсню, на которой легко делать деньги. Я рублюсь не с Филиппами Киркоровыми, а с теми, кто за ними стоит. Это люди посуровей. И эту сволочь надо выжигать, конечно, каленым железом. Потому что она уродует страну. Россию, Украину, Белоруссию — все наши братские страны. Потому что волей-неволей молодой человек смотрит телевизор, и он не видит Окуджаву, Булычева. Он не видит там передачу о хорошем украинском поэте. Он видит там одну голимую попсу. На этом очень легко делать деньги, это ничего не стоит. На самом деле, на искусстве делать деньги — это трудно. Потому что искусство нужно объяснить, нужно поговорить с людьми, объяснить, что, ребята, это вам нужно, это, действительно, хорошо, это гармонично.

— У нас в 9-м классе дети Достоевского читают и все равно слушают попсу и смотрят то, что смотрят. Почему так?

— Почему-то очень многим хочется сделать из наших стран какие-то банановые республики. Чтобы вообще ничего не было. Чтобы быдло бегало... Почему-то многие телевизионщики считают, что это вот народу нужно. Откуда они знают, что ему нужно? Поднять что-то и сделать хотя бы сериал, который сильно зацепил бы. Не о сегодняшнем дне, не о бандитах, не о той клюквенной крови, о которой я сегодня пел. Серьезно поднять, как Шекспир в свое время поднимал тему: «Быть или не быть — вот в чем вопрос!» Я не могу жить в башне из слоновой кости. У меня нет столько денег, как у Бориса Гребенщикова, оттягиваться на Катманду. Мыться там под душем этим небесным каждый месяц, куда он ездит. Я езжу в свою деревню в Лебедивку. Где рядом Карабицыно, где каждый год подыхают четыре мужика от дешевого бухла и героина. Вот и все, вот моя страна. И на самом деле, меня, действительно, это ломает. Я пытаюсь на своих концертах со своими ребятами что-то делать, блин. Хотя бы поговорить честно.

- Сейчас лучше, чем тогда?...

— Да никогда не лучше, никогда не хуже. Жизнь такая, какая она есть. Раньше нас душили тем, сейчас нас душат этим. Раньше душили маршем, сейчас попсой. Завтра еще чем-то, что-нибудь придумают. Это все естественно. Но главное, как говорил сэр Генри в известном романе: быть или не быть (смеется). В нашем поколении — оставить что-то для остальных поколений. Чтобы дальше поколения рубились за человечность и понимание человека. Не как животного, которое пожирает холодильники, телевизоры, там, лес, поле. Какие-то глобалисты, где все одинаково. Мы все шестидесятники: Окуджава, Высоцкий — все рубились за это. Они никого не победили на самом деле, ни Высоцкий, ни Галич, ни Джон Ленон, ни Моррисон. Они никого не победили. Они на самом деле оставили нам что-то светлое, от которого мы отталкиваемся.

— Сегодня очень много джаза на сцене было. Много духовых инструментов. Вам теперь это интересно?

— Нет, просто оперный театр, сцена другая. Сегодня больше читал стихов. Хотелось еще больше. Хотелось вообще камерности какой-то, но она у нас не вышла. Поэтому концерт у нас был какой-то рваный. Но мы сегодня старались. Не то что старались — мы сегодня жили. Мне было по кайфу.

— У вас в песнях очень много вопросов. Когда закончатся черно-белые танцы?

— Ну... Вы знаете, ведь искусство не отвечает на вопросы. Это же не я сказал, даже не Репин (смеется). И не Серега Есенин и даже не Платон. Это естественно, просто искусство задает вопросы. Решать-то нам с вами. Ведь Господь это нам дал — свободу выбора, ответа. А это очень важная вещь. Искусство задает, а жизнь отвечает, и жизнь глубже, чем искусство. То есть сильнее, свирепее, лиричнее, светлее. Жизнь — это другое искусство. Немножко как бы отражает что— то. Такое кривое зеркало. А кривизна зависит от твоей личности, от твоей собственной характеристики...

— А вы не боитесь, что молодежь вас не понимает?

— Нет... Нет... Есть молодежные группы, которые специально ориентированы на молодежь, на девочек. Висят плакаты с этими там кентовыми президентами, и эти плакаты очень сексуальны, эротичны. Это нормально! Но мы другое совсем. Мы ж обращаемся не к телу, а к душе. Нам абсолютно неважно, в каком теле душа. В старом теле или в новом. Я знаю молодых мальчиков пятнадцатилетних, которые уже старики. И вот вообще моя последняя телега: homo sapiens — человек разумный. А вот до — лет пятьдесят тысяч назад — жил человек прямоходящий. Вот сейчас очень много появилось людей прямоходящих (смеется). Вместе с homo sapiens, не помню, по латыни как. Но это факт. Вот ты видишь людей прямоходящих, которых искусством называют, на самом деле, туда даже свинья не залезет покушать. Вот и все.

— Как в Питере дела? Стреляют?

— Отлично! Он давно уже не криминальная столица. В Питере денег нет. Криминал там, где деньги, он был в Москве и в Киеве, в Днепропетровске, ну, еще Екатеринбург. Ну, еще там Дальний Восток. Питеру одно время очень много сливали убийств. У меня есть друзья, которые всяким таким занимаются. Так что я в курсе. Питеру сейчас триста лет. Эти триста лет вошли в какой-то пафос. Сразу началась предвыборная кампания, когда красят дома. Я был строителем и знаю, что это все осыплется через месяц. И когда на дороге не делают пирога, закатывают глину асфальтом. В Питере очень многие люди заработали. С другом мы целый год готовили рок-фестиваль в Питере. И за неделю до 30 мая его запретили. Причем мы не знали даже кто. Я бегал от Матвиенко к губернатору, от губернатора к Матвиенко. И они все тыкали друг на друга пальцем. Посылали в одно место, а потом с этого места в другое. Я понял, что бюрократия развелась в России, почувствовав себя опять безнаказанной. Она может прихлопнуть художника. Мне это очень не нравится. Я был, честно говоря, по-трясен тем, что этот рок-фестиваль нам не разрешили. Мне сказали: «Юра, город согласился, но вы уберите всю эту сволочь, наркоманов и алкоголиков». Я говорю: «А кого это, извините?» «Ну, эту вашу молодежь. На стадион Кировский, это за городом». Я говорю: «Хорошее же у вас мнение о молодежи. Далеко пойдете». Из Питера куют сейчас какую-то третью столицу. Не знаю, что-то там не так происходит, нехорошо все. И это я чувствую, и это мне не нравится. Будем бороться.

— Знаете, Харькову в следующем году триста пятьдесят. Тоже строят дороги, красят дома.

— Да я знаю, что Харьков был столицей. Не дай вам Бог пройти то, что мы прошли сейчас. Вы не представляете, сколько миллионов долларов было украдено. Буквально за неделю, как только они посыпались. Это все печально. Вот это вот люди прямоходящие. Их очень много не только на улице, но, к сожалению, и в Кремле, и в нашей Думе питерской. Печально. Людей прямоходящих, которые хотят нажраться и насосаться, много. Один сантиметр асфальта не доложили — уже миллион в кармане. Но я думаю, эти гады вымрут. Мы им это позволим, естественным путем. Вымереть как бронтозавры и динозавры... С другой стороны, праздник... Что-то все-таки получилось, потому что что-то осталось. Что-то отреставрировали. Приезжайте к нам в город. Город стал хорошим, никаких выстрелов, бандитов не увидите. Все очень прилично. Немножко отреставрировали некоторые музеи, немножко помогли, немножко сделали. Ну, в общем, так еще простоит лет сто.

— Что нового об Украине узнали?

— Я видел офигенные села! Земля вспахана, каждое дерево побелено. Вот эти хаты, вот это все... закаты. Необычайные небеса. Очень много акаций, дубов. Вообще, много. Много нюансов. Люди хорошие. Очень много увидел такого доброго, хорошего. Украина все-таки — это земля, прежде всего. Это, конечно, и небо, и вода, но все-таки земля. И вот эта земля — это жирный чернозем. Думаю, вот, блин, остановить автобус и сесть рядом, спеть «Реве и стогне Днипр широкий». Класс!

— Идиллическая такая картина.

— Понимаете, без этой лирики жизнь была б похожа на сбор урожая. Почему в селах люди не живут? Все в город едут, денег хотят. Жизнь быстрая. А в селах люди не живут, потому что им не разрешают жить в селах. Вот сейчас у нас после Украины будет Урал, Поволжье, Сибирь. Страшно. Не живут люди в селах, спиваются, умирают. Наше правительство, видать, в селах не жило. Не чувствует красоты, не чувствует гармонии. Не чувствует той основы народной, которая всегда была на Украине. Это крестьянство. К нему сейчас отношение плохое, это видно. Поэтому на селе жить, я сам в селе живу и знаю, очень тяжело. То есть тяжело быть фермером и просто участвовать в хозяйстве. Потому что тарифы страшные. Я в курсе событий... Тяжело. Ну, ничего. Моисей сорок лет водил по пустыне. А в принципе, мог дойти за неделю. А он сорок лет водил, чтобы они выбили из себя рабов, как Чехов говорил. Мы тоже лет пятьдесят походим. Мы все равно выживем, и Украина, и Россия. Украина станет процветающей страной. Безусловно. Когда-нибудь мы объединимся. Не так, а по-настоящему, как братья. Это обязательно. Иначе мы не выживем. Иначе здесь одни китайцы будут бегать и турки (смеется). И будем у них пахать и дрова колоть. Все. Пока. Добро.

0

2

Рок умер?

— ЮРА, жизнь вроде бы в России налаживается, становится спокойнее, а песни твои все равно полны тревоги.

— Мне кажется, в России начинается новая эпоха застоя, вернее, «отстоя», как говорит молодежь. Это, конечно, естественно, после десятилетия бурь и революций должна осесть эта мутная взвесь добра и зла, войны и мира. Отстояться. С одной стороны, мы должны увидеть горизонты, цели — куда идти. С другой стороны, нынешние «реформаторы» выросли и сформировались именно в брежневскую эпоху, когда была унылая тишь да гладь. «Новой России» они добились, к политической власти прибавились деньги, законное и свободное владение капиталом, поэтому на данном уровне застой им необходим, больше ничего не нужно. Немного зла — немного добра. Немножечко вялотекущей войны — чуть-чуть мира, немножко жизни — немножко смерти, немножко реформ и чуть-чуть не раздражающей музыки. Самые продвинутые радиостанции сегодня гоняют песни, по идеологии и внешне напоминающие любимые массами в застойные времена ВИА «Лейся, грейся», «Синие орлы и птицы», «Красные медиаторы» — романтические мелодии с причесанными электрогитарками. Немножечко про любовь, чуть-чуть про страну. Обо всем по чуть-чуть.

Все возвращается на круги своя, и как ответ — наш альбом, где вспоминается эпоха рок-н-ролла, когда нам, детям «кухонного периода», надоело всего понемножку. Нам хотелось или полной войны, или полного мира, или полной свободы, или неволи, или любви до края, или полной ненависти. Отсюда и вырос российский рок-н-ролл. От этого же и умер, когда все желания прекратились.

— В своем сольном альбоме, который вышел на днях, Андрей Макаревич тоже ностальгирует по ушедшей эпохе рок-н-ролльного бунтарства. И он отчасти перекликается по настроению с твоей песней «Мама, это рок-н-ролл», где ты поешь: «Были времена и получше, были и почестней». Однако как это все смахивает на старческое брюзжание!

— Не думаю. И его альбом, и наш — это размышления о прошлом и настоящем и желание почувствовать будущее. Но альбом Макаревича — размышление умной буржуазии, которая когда-то рыдала, ныряла в трусах в омут жизни. А сейчас лежит себе в офисах на Канарах, и все у нее есть: джин с тоником, удочки, поплавки тонут в теплых прозрачных водах… И вот лежит такой буржуа, куря дорогие сигары, вспоминает молодость и ностальгирует: «Да, когда-то были и мы рысаками». Наш альбом другой, нерва сегодняшней жизни, надеюсь, побольше.

— Но Макаревич, как спел когда-то БГ, «принят в приличные дома», а тебя многие коллеги с твоим воинствующим патриотизмом побаиваются и считают чудиком.

— Вся та боль, которая есть в этом альбоме, — ведь это нормальная реакция на происходящее. Единственное, что могу сказать: мне бы действительно хотелось быть Чудиком. Ведь именно они создают все самое интересное. Быть Обычным Обывателем — смерть для меня. Я знаю много людей, которым неприятно сознавать, что кто-то думает иначе, что кто-то, как я, все время трындит о Чечне не потому, что хочет казаться героем, «делает себе пиар», а потому, что душа болит.

Чечня

— В 1996 ГОДУ вы дали концерт в Чечне для всех — и для федеральных войск, и для боевиков — одновременно. Это была миротворческая акция?

— Мы выступали перед гражданами нашей страны — думающими, оценивающими независимость, свободу, мир и войну, добро и зло — по-разному. «Блаженны миротворцы». Ты не представляешь, с какими глазами уходили наши войска по этой грязной дороге. Машина Лебедя, мотавшаяся туда-сюда, была вся в плевках. Потому что на каждом блокпосту солдаты плевали в ее сторону, считая, что до победы нам осталось всего 2 миллиметра и русскую армию предали. Никто уже почти не слушался командиров, перед концертом в Ханкале подбежал замполит и сказал мне: «Юра, попросите солдат, чтоб они не бросали гранаты за сцену и не стреляли. А то они в знак восторга любят это делать». Ну я и сказал им: «Тут ваше начальство попросило ничего не взрывать». И тут же за сцену мимо нас полетели гранаты — такого салюта я больше никогда не видел!

В Грозном был «Летний театр» — слева сидели наши, справа — боевики, а посередине толкалась детвора, которая за два года войны впервые повылезала из подвалов. И вся эта вооруженная и не очень людская масса не сидела на месте, ворочалась, озиралась, потому что все боялись обстрелов и провокаций. Когда я приехал на эту площадку, то увидел, как чеченские и русские бабушки засыпали воронки и закрашивали следы от пуль и снарядов. Они смотрели на нас и спрашивали, не веря тому, что происходит: «Ребята, неужели мир наконец-то настал? И мы будем жить вместе мирно». А когда я спросил у одного полевого командира: «Ну что, война будет?» «Нэт! — ответил он. — У наших в Крэмлэ денег болшэ!»

Я и сейчас думаю: тот мир был необходим — столько было разговоров, обид, гнева, криков, ненависти, тоски, упреков, а несмотря ни на что, он был! И мы правильно сделали, что дали возможность тому правительству Чечни построить нормальное государство, и не мы виноваты, что там ни хрена не вышло. Чеченцы, которые искренне хотели этого мира и цивилизованной жизни, уничтожены стадом бандюков, и эта вторая война, которую мы сейчас ведем, более справедлива и оправданна, чем первая.

Добро и зло

— ЗНАЮ, ты много читаешь. Какие книги в этом году прочитал?

— Дьяк Александр, мой добрый друг, дал мне недавно прочесть «Три разговора» В. Соловьева (кто не знает, это наш философ) — это замечательные рассуждения о войне — почитайте. А вообще кроме букваря и газет я, конечно, почитываю прозу. Согласен с В. Ерофеевым, что последние десятилетия русская литература изучала зло. Потому что пафос добра (а последние, кто им занимался, — т. н. шестидесятники) стал слишком рафинированным и выхолощенным. «Выели» тему, интерес к ней пропал, и все эти ершистые мальчики и девочки — Сорокины, Толстые, Пелевины, Лимоновы — рухнули в зло, изучив его досконально, до полного абсурда. А сейчас, мне кажется, приходит время возрождения какого-то неоромантизма — это больше подходит человеку, чем бесконечные поиски зла и ползание с голыми задницами по помойкам цивилизации. Тело не убило дух. И запоры наших писателей, музыкантов, кинематографистов — неинтересны. Поэтому, наверное, все читают Пауло Коэльо и Зюскинда.

— А ты не пытался изучать зло?

— Безусловно. Но вышеперечисленные авторы делают это более талантливо. Даже когда мне «грязно и тоскливо», то «печаль моя светла». Человек — образ и подобие Божие, имеющий свободу выбора. Человек не сексуальная скотина, размножающаяся и умирающая в похоти и жажде наживы. Человек — искусство для меня — знание зла и дна жизни и вместе с тем ежедневное прослушивание ангелов, духовного. Когда художник дает мне два полюса, когда художник — молния между высотой духа и низменной плотью жизни, тогда это искусство, тогда это не скучно.

— Да, но почему тогда в твоем новом альбоме столько мрачных образов? Таких, например, как: «Пьяные дети холодной страны, сплевывают новый гимн…»?

— Да, но там есть и «Храни всех нас, Господи, тихо, храни всех нас, Господи, громко…». Есть свет и жизнь. Я видел столько зла в натуре, что мне не нужно его придумывать и тем более тащить в песни.

— Зато в поп-музыке полно добра (любовь, мир, солнце), а ты с ней тем не менее постоянно воюешь.

— Если я и воюю, то не с ней, а за самого себя. Океан культуры огромен, и кроме китов и акул должна быть мелочь — шпроты, креветочки. Но плохо, когда всех китов, белуг и дельфинов перебили, а по «ящику», радио и в концертах муссируется один планктон. Поп-музыка, на мой взгляд, это и есть то паточное, выхолощенное, сладенькое, мармеладное добро, без зла. А значит, не искусство. Единственный мой любимый попсовый исполнитель — Кашпировский. Вот это была классная попса! Все расслаблялись и чернели. Такой, к сожалению, сегодня нет. Но это не добро, а расслабуха. А это разные вещи, старик.

0

3

А на майдане

— ТЫ ВЫСТУПАЛ на «оранжевой» сцене. Получается, что агитировал за Ющенко?

— Не доверяя СМИ, я поехал в Киев, чтобы все увидеть своими глазами. Художнику важно дышать жизнью. И как бы мне ни говорили, что я в очередной раз продал Россию, я поехал туда поддержать украинцев.

Я увидел стихию, состоящую из разумных людей. Многие из них признавались мне, что они на самом деле тоже ни за того, ни за другого кандидата, а против беспредела бандитов, олигархов, продажных чиновников и несвободы прессы. Мой друг депутат Рады от Крыма тогда мне сказал, что сегодня нет такой харизматической фигуры, которая бы помирила Украину. Помочь выйти из кризиса может только парламентская республика.

Я решился выступить в эфире, потому что на этой площади увидел польские, грузинские, турецкие и афганские флаги. И ни одного российского. Меня это задело. Задело, что за трое суток, проведенных в Киеве, о России я так ничего хорошего и не услышал. Поэтому взял на себя смелость сказать простые слова: «Политики нас ссорят, но мы же, россияне и украинцы, все равно братья и сестры. Нам никуда не деться друг от друга». Спел четыре свои песни и закончил тем, что предупредил: «Наверно, все, кто до меня выступал на этой сцене, неплохие люди. Но за то, что вы тут мерзли на площади, с них обязательно потом спросите. Потому что они вас могут просто обмануть».

А наши политические пиарщики, получившие миллионы долларов, не нашли ничего лучше, как отправить в Украину поезда с попсой. Лолита, Киркоров, Басков, Кобзон и т. д., наверно, заработали за поддержку Януковича кучу денег.

— В следующем году у «ДДТ» — 25-летие. Как будете праздновать юбилей?

— Скорее всего, сделаем три больших концерта в Москве, Питере и Уфе, а потом поедем по стране. Планируем также выпустить новый альбом.

Сейчас в группе полное разделение труда: я сижу в деревне, несу яйца — песни, а ребята в городе их красят — придумывают аранжировки. Готовимся к большой Пасхе — новому альбому (смеется). Есть несколько рабочих названий, пока мне больше всего нравится «Привет с того света».

— Деревенской жизнью навеяно?

— Возможно. Я тут песню написал о похоронах русского рока, который кто только не хоронил. Получилось нечто вроде ответа всем «могильщикам»: «Хоронили русский рок, хоронили: тучи пепла, толпы гари и пыли. А он лежал в гробу хороший-пригожий, совершенно на труп непохожий… Шоу-бизнес оплатил все расходы — профессиональные ломы да лопаты. Чтобы глупость не вышла из моды, чтобы мозги цвели из тряпок и ваты…» — и т. д. И припев: «Прив-ве-ет с того све-е-е-та!» Бодрая песня получилась (смеется).

— Мне кажется, русский рок не умрет, если будет омолаживаться за счет таких талантливых людей, как Земфира…

— Земфира талантливая, но это эстрадный талант. Эстрада — это развлечение, а мы говорим о русском роке. Земфира оказалась на границе рока и эстрады — у нее подача рок-н-ролльная, а тематика — эстрадная: любовь-морковь. Сейчас весь мир балансирует на этой границе. Земфира спела о любви не как тяжелая попсовая звезда, а как тоненькая девочка с оголенными нервами. Поэтому ее песни и аукнулись в сердцах многих людей. Это совершенно новое явление, но она мне неинтересна. У нее нет ни одной социальной песни. То, что она поступила на философский факультет, — замечательно. Но я знаю многих студентов философских факультетов, которые философским отношением к жизни не отличаются. Может быть, ей не нужно было никуда поступать, а надо было просто еще раз влюбиться.

Для меня русский рок прежде всего революция духа, мощная идея, которую сегодня многие пытаются зарыть в могилу. А ведь рок-музыка толкнула всю молодежную культуру. Эта музыка была модной, отражающей время. Сейчас отражающая время, но не модная. И слава Богу.

«Мальчики-мажоры»

— НО, СОГЛАСИСЬ, часть социальных тем, которые «ДДТ» затрагивала в 80-х годах, сегодня попросту неактуальна. Взять, к примеру, песню «Мальчики-мажоры»…

— Где-нибудь в рабочем квартале эта песня до сих пор актуальна. Просто раньше «мальчики-мажоры» кривлялись на мидовских вечеринках, а сегодня они нашей землей торгуют, лес вокруг валят. В Карелии уже практически не осталось общественной земли — в аренду взята вот этими «мальчиками-мажорами».

— Пускай уж лучше «мальчикам-мажорам» принадлежит. У нас в стране раньше все было общественным, то есть бесхозным.

— Не могу представить себе, что озеро за моим домом может принадлежать, например, американцам, которые, кстати, уже проявляют интерес к здешней земле. Дырок много в законодательстве. В городе Выборге, например, есть школа фермеров, в которой после двух месяцев учебы выдают «ксиву». Она дает право взять в аренду сотни гектаров земли за незначительные деньги. Вот эти «мальчики-мажоры» покупают ксивы «фермеров», а затем берут в аренду землю. В результате из 116 фермерских хозяйств работает от силы два. А остальная земля ждет своего скорбного часа.

Я не против приватизации земли, но не хотелось бы, чтобы она была беззаконной.

— Сегодня тебе сложно достучаться до публики?

— Меня тут спрашивают: «Почему вас не видно, не слышно? Вы потеряли актуальность, популярность?» Слава Богу, в этой стране немало людей, которые думают так же, как мы. И мы соберем стадион, если билеты будут доступные. Но я не хочу «мелькать». Мне через день звонят с радио или телевидения, предлагая участвовать в программах, концертах. Я сознательно отказываюсь. Потому что мне неинтересно «светиться» своей рожей в глянцевых журналах. Не хочу, чтобы три мои ноты звучали в мобильных телефонах, как мелодии Шнура или Верки Сердючки. Для меня что Шнур, что Сердючка — одно и то же, два края одной плоскости. У них даже музыка похожа (напевает). Гулялово такое. И Данилко, и Веревкина (я так Шнурова называю) можно понять — они деньги зарабатывают. Я частушки на эту тему написал: «А на улице Тверской, блин, в натуре пир мирской. Там тусовка, весь бомонд крутит смерти хоровод. Там министр всех культур в окруженьи модных дур. Там певец, бл.., хам Веревкин тянет из ширинки шнур…» (смеется). Я недавно был в Москве и ходил на пару светских мероприятий — на них смертью пахнет. Смерть я вижу в этом не физическую, а духовную.

Про Москву у меня так получилось: «Миллионы китайцев верят в Христа, а в душе любят и чтут Голливуд. Многие русские не терпят Москву и поэтому там живут».

— Зачем ты отдал своего 17-летнего сына в кадетский корпус? Профессия военного сегодня не в почете, платят мало.

— Стану рок-звездой, разбогатею и куплю ему подлодку. Или друзья скинутся. Пускай служит стране (смеется). У Гарика Сукачева детки учатся в Англии, у меня — в кадетском корпусе. Альтернатива. Хочу, чтобы мои дети любили Россию. Не важно, какую профессию выберет сын. Важно, чтобы был человеком, чтобы его душа сопереживала. Мой сын все время из дома бутерброды, пирожки таскает. Я его как-то спросил: «Для кого?» Он ответил: «У нас ребята в казарме, которые без отцов, можно я им отнесу?» Может быть, это и есть самый главный результат воспитания.

БГ по фене

— ТЫ этого добился «палочным» методом? Или, как Борис Гребенщиков, следуешь буддистским традициям?

— Никакого буддизма… А с Гребенщиковым, помню, была веселая история в начале 90-х. Заслуженный театральный коллектив в одном из ДК арендовал помещение. И на этих людей начали наезжать бандиты, мол, платите деньги, мы теперь — ваша «крыша». Бедные интеллигенты, которые от недоедания в 90-х годах падали в голодные обмороки прямо на сцене, мне пожаловались. Чтобы решить вопрос, сначала я поехал к этим «браткам», потом они ко мне на «стрелку» пожаловали на Пушкинскую, 10 (в дом, захваченный очкариками и бородачами, где у художников и музыкантов есть свои мастерские). И в этот момент ко мне зашел Гребенщиков. Увидел братву, сначала с лица спал, потом сел и вдруг начал говорить по фене, при этом страшно материться. И все время почему-то на меня косил глазами. А я никак не ожидал от буддиста такой попытки понять ближнего своего. И когда Гребенщиков ушел, братва меня спрашивает: «Кто это был?» «БГ», — отвечаю. «А он что, сидел?» — «Да вроде нет». Но это настолько их потрясло, что они, нервно закурив, удалились. «Стрелка» состоялась (смеется) :ph34r:

0

4

Автор: Дмитрий НИКИТИНСКИЙ

Сайт: Комок


ПАТРИАРХ И ЕГО "ОСЕНЬ"

Легенды русского рока -- субъективный взгляд

"Не обижайте Юру!" -- мужчина наградил меня взглядом, каким в кондовых советских фильмах председатели колхозов смотрят на нарушителей трудовой дисциплины. Но не отпетых, а так -- по малодушию. Я внутренне вздрогнул. Всякое бывало: и фанаты "Ласкового мая" грозили плеснуть кислотой в лицо, и поклонницы Бори Моисеева присылали многостраничные шизофренические опусы, и малолетние рэпперы слали в редакцию килограммами свои каракули, полные утробного мычания и неприличных рисунков. Но никогда еще я не чувствовал себя так неуютно. Мы с суровым мужчиной шли на концерт "ДДТ", он знал, что я из "Комка". Этот человек был графоманом -- засыпал нашу редакцию несмешными юморесками и слал угрожающие письма редактору юмористической странички, обещая "разобраться", если тот не перестанет его зажимать.

Получив премию "Овация", Шувчук сильно напился. Что ж, это можно понять. За что боролся, на то и напоролся

Однако тревога моя была вызвана не этим одиноким сумасшедшим. Я чувствовал, что ТАКИХ на концерте будет много. И оказался прав. "Батя, давай!" -- типичный крик на концерте Шевчука. Это было неописуемо. "Совесть русского рока" давала старые хиты. Неописуемой пошлости песня про слепого мальчика, который едет с бабушкой в электричке. Шевчук, насупив физиономию, вопрошал в микрофон: кем станет этот слепой мальчик -- забубенным алкашом, развлекающимся с подзаборными шлюхами, или сможет "подарить миру музыку"? (!) О, Господи, уж лучше бы он пел про прокурора, который засудил, не зная, собственного сына! Ситуация становилась тем более пикантной, если вспомнить о том, что музыка группы "ДДТ" (именно музыка, не тексты, не песни сами по себе) -- одно из самых убогих и позорных явлений русского рока. "Сумбур вместо музыки" -- это про них.

Порой мне кажется, что Шевчук одним своим присутствием вызывает к жизни пошлость. Ту самую, что пошла в народ. Нутряную. Глубинную. Помните, была в начале 90-х такая безумная передача "Пресс-клуб", где журналисты демократического толка публично демонстрировали народу свою паранойю? Однажды там представляли фильм о Шевчуке. В ходе обсуждения возник вопрос: насколько искренни авторы фильма? В ответ последовало следующее. Журналист со словами: "Для меня "ДДТ" -- это вот!" приложил микрофон к груди. Воцарилась тишина. То ли микрофон был неисправен, то ли сердце фаната Шевчука отказалось поддержать его в безумном порыве. Ситуация была неловкой, и ее замяли.

Или вот. На пресс-конференции после первого концерта "ДДТ" в Красноярске одна моя знакомая, неглупая, в общем, женщина, на полном серьезе восторженно сравнивала творчество Шевчука с набоковским. Сейчас эта дама переключилась на обожание Николая Баскова. И мне лично эта эволюция представляется логичной. Как Басков есть суррогат классики, так Киркоров является фаст-фудом от поп-музыки, а Шевчук, соответственно, -- муляж настоящего рока.

Анекдот

"Все продались!" -- сказал Юрий Шевчук и сел в белый "Мерседес"

Среди всего прочего на той пресс-конференции Шевчук открестился от своего сенсационного интервью журналу "Медведь": мол, развели меня хитрые журналисты под водочку на откровенность, а потом, не спросясь, этот пьяный базар опубликовали. Думаю, одной из причин тому были сказанные в том интервью слова: "А я вообще никогда не любил рок-н-ролл. Он мне всегда казался примитивным, собачьим ремеслом. Только потом я в него врубился через Моррисона, Леннона и многих других, которые больше чем просто рок-н-ролл. Есть такие ребята, которые больше той формы, в которой они работают. Мне это интересно".

Опасная откровенность для человека, который провозгласил себя пророком от рок-н-ролла, его умом, честью и совестью. Шевчук любит поучать, порицать и наставлять на путь истинный. Те продались, эти играют попсу, на том фестивале выступают не те команды. Шевчуку нравится бороться. С Киркоровым, например, и его сипением под фанеру, как квинтэссенцией мерзости русской попсы. Парадокс заключается в том, что "ДДТ" сама в большой степени попса. О чем наглядно свидетельствовала врученная группе самая продажная и голимая из попсовых премий -- "Овация". Выходя на сцену получать ее, Шевчук споткнулся и проломил падающим телом какую-то декорацию. Впоследствии он утверждал, что сделал это специально. А когда приехал со статуэткой "Овации" домой, сильно напился. Что ж, это можно понять. За что боролся, на то и напоролся.

Вообще, вся жизнь Шевчука, кажется, соткана из парадоксов. Вот лишь некоторые из них, наиболее значимые.

"А я вообще никогда не любил рок-н-ролл. Он мне всегда казался примитивным, собачьим ремеслом"

Когда-то молодой Шевчук переживал период, о котором впоследствии спел в песне "У нас в деревне тоже были хиппаны", и носил волосы, как он выразился в том же злополучном интервью, "до яиц". Однажды его отловили на улице комсомольцы-оперотрядовцы со значками с портретом Дзержинского. "В сквере схватили шесть человек и подожгли мне волосы. И они на мне горят. Я просто вырвал клок волос, ударил их, кого куда, упал, тушил себя". Через 15 лет те же самые типажи, что некогда мочили Юрку Шевчука в парке, будут приходить во дворцы спорта на концерты Юрия Юлиановича и орать пьяными голосами: "Юра, давай!"

Детство. Маленький Юра с дедушкой. Дедушку зовут Акрам Гареев. Он читает Коран. Юру ставят на колени, и он послушно повторяет за дедом: "Аллах акбар!" Затемнение. Зима 1995 года. Моздок. Ночь. Полнолуние. Выложенные рядами, брошенные в грязь, лежат трупы русских солдат. Их убили люди, которые, отправляясь в бой, кричали: "Аллах акбар!" Юрий Юлианович Шевчук -- единственный крещеный православный на этом импровизированном кладбище. Когда-то он долго думал, что выбрать -- ислам или христианство. И вот теперь он начинает отпевать солдат. Много часов подряд. До темноты. Устал, отошел отдохнуть, покурил. И вернулся -- вновь отправлять последнюю молитву.

На одном из рок-фестивалей в начале 90-х сорвался концерт -- дефицитная в те времена аппаратура "ушла" на концерт "Любэ", проходивший неподалеку. Кто платит, тот и выступает. Шевчук публично со сцены покрыл позором "поганую попсу". Рок-общественность была возмущена. Тогда на рок-фестиваль явился Расторгуев. Принес извинения, сказал, что "так получилось", и под конец растрогал всех присутствовавших классным исполнением битловской Come Together. Потом они столкнутся еще раз. На поле битвы за народную любовь. В окопах на окраине Грозного в январе 1995-го сидел Шевчук. Но гимном воюющей в Чечне армии стали не его песни (возможно, лучшие из всего, что он написал), а творение Игоря Матвиенко "Батяня комбат". Надо ли говорить о том, что Николай Расторгуев никогда не был на передовой?

Жизнь несправедлива. И особенно в деле распределения таланта и успеха. Шевчук отчаянно борется за правду, демонстрируя бескомпромиссность и упертость пророка-диссидента. Ему кажется, что если все делать правильно, то получится Настоящее. Может быть. Но только не в искусстве. Здесь торжествует неправильное и алогичное. Гением может быть подонок, конформист, аморальный тип, развратник, убийца, завзятый игрок. Собственно, так оно чаще всего и бывает. Шевчук едет в Америку записывать альбом на лучших американских студиях. Результат -- пшик. А настоящий переворот в русской музыке совершает нахальный андрогин из Лондона-Владивостока с улыбкой Гуинплена, который, противореча утвержденному Шевчуком примату Слова, обращается с русским языком, как с пластилином.

Шевчуку по нраву простота. Как говорят его близкие друзья, он любит ездить на всевозможные войны именно потому, что там все ясно -- здесь свои, там враги. Должно быть, потому же Шевчук любит драться. О его пьяных побоищах с Кинчевым ходят легенды. Еще он обещал набить морду Николаю Фоменко (уж не помню, за что), но так и не собрался. А рок-журналисту Сергею Гурьеву, который написал, что творчество лидера "ДДТ" -- имитация искренности, Шевчук на полном серьезе предлагал дуэль с правом выбора оружия Гурьевым. Журналист отшутился, предложив в шахматы по интернету. Шевчук упорствовал, настаивая на схватке. Просто они говорили на разных языках. Для законченного постмодерниста Гурьева нет в мире (а в рок-музыке особенно!) ничего стопроцентно ясного и однозначного. Для Шевчука же с его бого- и правдоискательством истинно лишь то, что просто и ясно.

Шевчук любит обвинять своих коллег в попсовости. Таким он был всегда. Когда-то на этой почве хотел даже набить морду Виктору Цою. Но колесо сансары сделало полный круг, и жизнь Шевчука обогатилась еще одним парадоксом. Свою знаменитую "Осень" он написал в деревне, с томиком Пушкина на столе, узнав о гибели Цоя. Позже, когда у вдовы Цоя найдут рак, Шевчук выделит значительную сумму на операцию. Не проговорись Марьяна Цой недавно в одном из интервью, об этом так бы никто и не узнал. Также мало кто знает, что в последнее время почти все похороны питерских рок-музыкантов (не звезд, конечно, но тех, кто мыкается по подвалам, парадным и кочегаркам, мешая амбиции и неудачи с водкой и героином) оплачиваются Шевчуком.

Шевчук, несмотря на всю его популярность, в душе так и остался изгоем, одиночкой, бойцовой собакой. Не случайно, отвечая сегодня на вопросы о музыкальных пристрастиях, он называет самые скандальные, одиозные, нонконформистские имена -- Егор Летов и Земфира. В какой-то степени они действительно одной крови. Одиночки, стоящие в углу ринга. Не важно, победят они или проиграют. Вероятнее всего, последнее. Дело в позиции. Должен быть кто-то, кто скажет: "Все не так, да все не так, все не так, ребята!". Даже если при этом он врет самому себе. Просто так устроена жизнь. В каком-то смысле, это и есть истинный рок-н-ролл. Пусть подражание группе Nine Inch Nails в исполнении "ДДТ" звучит убого и нелепо. Но отпевал русских солдат ночью на окраине Моздока именно он, Юрий Шевчук, и никто другой. Никто. Ни рок-звезды, ни генералы, ни священники.

Помнится, в конце 90-х я спросил во время интервью у Бутусова, почему из всех русских рокеров, этих записных борцов за правду, в Чечне тогда оказался один Шевчук? На что Бутусов с извечной своей меланхоличностью ответил, что не видит никакого смысла в посещении передовой. И, мол, сам Юра, вернувшись с войны, "сильно обломался". Уж не знаю, чего ожидал Вячеслав Геннадьевич -- что люди возвращаются с войны окрыленные, полные сил и творческих планов?

Но есть в словах Бутусова и своя правда. Борьба за правду рано или поздно превращается в схватку с ветряными мельницами. Благородную и бессмысленную. А народ поет песню "Батяня комбат".

Однако есть в этом что-то истинно русское. Как пел БГ, "об этом сказано в классике". В одном из произведений Андрея Платонова есть персонаж -- деревенский мужик-правдоискатель, испытатель Вселенной, который, желая узнать, что находится на дне озера, пошел с берега в воду пешком по дну. Утонул.

У них в деревне тоже были хиппаны. Это все, что останется после него. В последнюю осень.

   

0

5

Юрий Шевчук
Yury Shevchuk
( 16.05.1957 года )
Россия (russia)

Свое 25-летие группа «ДДТ» начала отмечать еще в начале лета гастролями по России и странам ближнего и дальнего зарубежья. Концертом 4 декабря в Москве коллектив собирается поставить точку в этом турне.

Автор: Владимир Полупанов

Сайт: Аргументы И Факты

Статья: Что делать без ТВ? Детей!


«Россия — это стихия, пугачевщина»

ЗА НЕСКОЛЬКО часов до концерта в Минске лидер «ДДТ» едет в гости к вдове писателя Василя Быкова, мужественной женщине Ирине Михайловне. После смерти супруга, который при жизни был в оппозиции к белорусским властям, Быкова осталась без всякой поддержки со стороны государства и ведет суровую, почти диссидентскую жизнь.

В середине концерта Шевчук обращается к залу: «Ну что, как вам живется? Россию достали олигархи. А вас, наверное, партократы?» На фоне нынешней политической ситуации в Белоруссии подобные лозунги кажутся крамолой. Поэтому публика в зале горячо откликается на эти слова. Однако, сидя у себя в номере после концерта, музыкант так рассуждал об увиденном в Белоруссии: «Может быть, народ в Белоруссии живет поскромнее, но он более трудолюбивый, чем в России? Здесь люди страдали под гнетом поляков и вместе с тем учились у них европейскому прагматизму, бережному отношению к земле. А у нас в России — стихия, пугачевщина: отобрать, поделить, украсть. Если спрессовать весь тот бред, что творится в наших умах, то русская идея — это абсолютная монархия при абсолютной анархии. Две взаимоисключающие составляющие, которые в нас прекрасно уживаются. Русский человек ищет льгот, халявы и т. д. Отучили нас работать. А белорусы с молдаванами и таджиками отстроили Москву и Питер. О чем это говорит? О том, что у них есть трудовая совесть. А свободы нет нигде. У нас тоталитаризм с человеческим лицом, а здесь — с портретом Лукашенко. Но разница, друг мой, совсем небольшая.

Наше правительство совсем непоэтично, поэтому жонглирует унылыми экономическими терминами. Ему не хватает чувственной связи с народом. Отсюда эти бесчеловечные вещи, начиная со Стабилизационного фонда, на котором они сидят как собака на сене, и заканчивая праздиком 4 ноября. Все оттого, что люди духовно не понимают, где живут. Они думают, что поднимут экономику — и все будет хорошо. Рим тоже был мощнейшей экономической державой, но варвары сожрали его за месяц. Экономика — фигня, главное — дух. «Как его поднимать?»- спросите вы. Я бы начал с радикальных шагов. Например, выключил бы на неделю телевидение. Оставил бы только радио — но без попсы. Давал бы только информацию. Во-первых, за эту неделю было бы зачато целое поколение россиян. Сериалов нет, футбол не показывают. Пришел с работы домой, что делать? Детей. В Америке в 50-х годах на одну ночь как-то вырубился свет в нескольких штатах, и родилось целое поколение.

Мы так экспериментируем с нашей бедной матушкой-Россией. Что же мы не можем сделать простые вещи — наслать на РАО ЕЭС налоговую, а в это время хотя бы на сутки вырубить свет и выдать женщинам, которые рожают более троих детей, премию хотя бы в тысячу долларов? Ведь есть же Стабилизационный фонд. Не верю я, что это поднимет инфляцию».

«Не делю людей по половому признаку»

НА ДРУГОЙ день группу везут в единственный в Минске женский Свято-Елисаветинский монастырь. После вегетарианского обеда в монашеской трапезной лица участников «ДДТ» светлеют. Кто-то из музыкантов тихо шутит, что нужно ввести посещение монастырей и храмов за правило. Мол, лучшее средство для снятия похмелья. Одна из монашек демонстрирует фото из прошлой жизни, где она с распущенными волосами и в кожаной косухе стоит рядом с Шевчуком. Это наталкивает на тему поклонниц, о которой говорили чуть позже в автобусе по дороге в Киев.

«Я человек холостой, — признается лидер «ДДТ», — с удовольствием могу познакомиться с барышней прямо на улице, если она мне понравится. И пообщаться с ней, если она не против. Но на наших концертах никогда не делю людей по половому признаку. Я не массажист. Эротика у нас есть, но в ней нет никакого умысла. Любая женщина для меня — это чудо. Поэтому мы не делаем из своих концертов бесовские шоу с шестами».

Нынешний тур группы включает в себя несколько стран дальнего зарубежья — Израиль, Германию, Америку. Но к эмигрантской публике у Шевчука отношение особое. «Конечно, главная наша публика — та, что живет, мучается, любит, выживает и умирает в России, — говорит музыкант. — Но эмигрантов, которых ласково зовем «отщепенцами» и «предателями» (смеется), мы тоже по-своему любим и жалеем. В декабре-январе споем для них в очередной раз и будем звать назад домой. Да, в России тяжело. Но какого черта мучиться в Сан-Франциско, когда можно это делать на родине? Родина этих страданий не забудет. Эмигранты тешат себя иллюзией, что у них все в порядке. Живет такой парень в Нью-Йорке, рулит своим такси, а в отечестве был хорошим джазовым музыкантом. Раз в три года он записывает пластинку, которая на фиг никому не нужна. Хуже этой доли нет. На родине хотя бы ты всегда можешь найти человека, который тебя поймет. А там вряд ли. Я сейчас не говорю о теннисистах или хоккеистах, которым по фигу, где жить».

«Ради образования буду пороть сына ремнем»

ДЕНЬ концерта в Киеве совпал с 18-м днем рождения старшего сына Шевчука Петра, который сопровождает отца в этих гастролях. Однако на банкете после выступления лидер «ДДТ» отмахивался от тостующих в адрес отпрыска и брюзжал: «Не заслужил еще такого внимания». С таким отцом не забалуешь, это было видно по лицу самого именинника, который терпеливо сносил отеческое бурчание.

«Вообще, — делился Шевчук своими мыслями о подрастающем поколении, — мой сын Петя похож на любого современного подростка. Вот в чем беда и радость одновременно. В то время, пока мы разбирались с самими собой, искали новую Россию, наши дети росли «без границ». Но если мы хотим, чтобы они хоть чем-то были похожи на нас, мы должны учить их читать. Ради того, чтобы мой сын был образованным, буду пороть его как сидорову козу (морально, конечно). Так и напиши».

0

6

Пора бы Шевчуку вместо интервью книгу выпустить...*Мысли и Интервью*...

0