ЭГОИЗМ (лат. ego —я) — жизненный принцип и моральное качество, характеризующие человека, с т. зр. его отношения к об-ву и др. людям; означает оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами об-ва и окружающих людей и является наиболее открытым проявлением индивидуализма. Как моральное качество в истории нравственного сознания человека Э. обычно оценивался отрицательно, хотя иногда в это понятие вкладывался н некий положительный смысл. Как распространенное общественное явление Э. возникает вместе с частной собственностью в условиях разложения первобытнообщинных отношений. Особое значение он приобретает в буржуазном об-ве, когда частнособственнические отношения достигают наивысшего развития. Для капиталиста частное предпринимательство, подчиненное сугубо своекорыстным, эгоистическим целям, в сущности, является единственной формой, в какой он может участвовать в общественно полезной деятельности. Поэтому буржуа, с одной стороны, культивирует в себе Э., а с др. стороны, представляет свое накопительство как благодеяние, оказываемое им об-ву. На этой почве возникают даже этические теории о полезности Э. (Эгоизма теории). Отношения капитализма формируют эгоистическую психологию не только у господствующего класса, но и в значительной мере у мелкой буржуазии и даже у трудящихся. По своему существу принцип Э. глубоко антигуманистичен, ибо практически означает равнодушие к окружающим людям и пренебрежение их интересами. В отдельные периоды исторического развития принцип Э. играл относительно прогрессивную роль. Так, начиная с эпохи Возрождения и до победы капиталистических отношений проповедь в литературе, искусстве и философии Э. как любви к себе и права каждого на счастье (Эвдемонизм, Гедонизм) сыграла определенную роль в освобождении умов людей от средневеково-религиозных представлений о «бренности» и «низменности» земной жизни, в признании достоинства отдельной личности, в осознании людьми своих интересов и законности стремления каждого к счастью. С утверждением же капитализма с предпринимательской деятельности был сорван ореол «промысла счастья», она обнажила свою бесчеловечную природу, уродующую отношения между людьми. С этого момента проповедь Э. и приверженность ему принимают отчетливо выраженный аморальный характер.
ЭГОИЗМА ТЕОРИИ —этические концепции, в к-рых утверждается, что человек может руководствоваться в своих действиях только личными интересами, и эгоизм выставляется в качестве определяющего принципа нравственного поведения. В Э. т. можно выделить два аспекта. Это, во-первых, философское учение о «природе человека», говорящее о прирожденном человеку стремлении получать наслаждения и избегать страданий, преследовать свои собственные интересы, и, во-вторых, моральное учение о том, что люди должны в своей нравственной деятельности следовать личным интересам. Мысль о том, что человек — эгоист от природы и что из этого должна исходить всякая нравственность, высказывалась в различных видах еще в античной философии (Демокрит, Эпикур •— см. Гедонизм, Эвдемонизм). Наиболее законченное выражение эти воззрения получили в буржуазной этике XVII— XVIII вв. (Спиноза, фр. материалисты). Здесь эта идея явилась попыткой создать нравственность исходя исключительно из земных интересов людей и была направлена своим острием против феодально-христианской морали, основанной на вере в бога и проповеди отказа от мирских наслаждений. В этом состояло исторически прогрессивное значение данных Э. т. Этика фр. материалистов получила название теории «разумного эгоизма». Суть ее состояла в следующем: если человек в своих поступках может следовать только собственным интересам, то следует учить его не отказу от эгоизма, а тому, чтобы он понимал свои интересы «разумно», следовал требованиям своей подлинной «природы»; если об-во будет организовано так же «разумно» (подразумевалось, по сути дела, буржуазное об-во), то интересы отдельных личностей не будут приходить в столкновение с интересами окружающих и об-ва в целом, а, наоборот, будут служить им. С наибольшей полнотой идеи «разумного эгоизма» были сформулированы в работах Гельвеция и имели специфически буржуазный характер. В сущности, они идеализировали деятельность частного предпринимателя, к-рый, преследуя только свои собственные интересы, вместе с тем объективно служит интересам об-ва, производит необходимые людям товары и услуги. Развитие капиталистических отнощений полностью развенчало иллюзию относительно разумности и гуманности буржуазного об-ва.

отредактировано мной из словаря по ЭТИКЕ