Кельтская  музыка  в россии

Ирландцы верят, что там, в холмах, время течет по-другому. Ирландцы верят в подземный «волшебный народ», с которым нужно жить в мире и всячески его почитать. Когда в V веке пастух Патрик (причисленный ныне к лику святых и признанный покровителем Ирландии) решил посвятить жизнь тому, чтобы распространить среди своего народа христианское учение, миссия его была выполнена успешно и бескровно – языческие верования мирно ужились с христианскими доктринами, а ирландцы не перестали верить в своих богов, продолжали жить в согласии с природой. Продолжают и сейчас, несмотря на то, что северные области страны находятся в состоянии перманентного конфликта с английскими интервентами, и мирное течение жизни здесь то и дело нарушают взрывы и перестрелки.

Среди современных ирландцев еще остались потомки древних кельтов. Кельты – группа племен, в эпоху античности расселявшихся почти на всей территории европейского континента, в Южной и Западной Германии, Уэльсе, Бретани, Шотландии, Галисии, Астурии, на севере Италии, и, конечно же, в Ирландии. Культурные традиции кельтов дошли до наших дней и сейчас распространяются и поддерживаются не только на исторической родине, но и во многих других странах. Тысячи людей по всему миру, очарованные этой культурой, изучают древний язык и кельтскую мифологию, исполняют кельтскую музыку, учатся ирландским танцам, отмечают национальные праздники, украшают свою одежду знаменитым кельтским орнаментом. Не обошло это увлечение и Россию, породив такое интересное явление, как российская кельтская музыка. И совершенно неслучайно говорят о близости «загадочных» ирландской и русской души – между нами, действительно, много общего…

Первую волну интереса к ирландской музыке, поднявшуюся в мире на рубеже 60-70-х мы, как водится, пропустили. Конечно, то был интерес не только к кельтскому фолку, но и народной музыке вообще, он затронул и Британию, и Америку, став причиной появления такого мощного направления, как фолк-рок. В Великобритании национальные мотивы в разной степени проявились в творчестве Jethro Tull, Steeleye Span, Fairport Convention, Thin Lizzy и многих других групп. А среди исполнителей, взявших курс именно на кельтскую музыку, в первую очередь следует назвать пионеров «кельтского ривайвла», бережных хранителей народных традиций The Clancy Brothers (начавших еще в конце 50-х), семейный ансамбль Clannad, арфиста и вокалиста Алана Стивелла (Alan Stivell), шотландцев Silly Wizard, а также приверженцев городского фольклора The Dubliners. Позже на сцену вышли поп-фолк-певица Эния, одиозные лондонские фолк-панкеры The Pogues, великие экспериментаторы Afro Celt Sound System...

Пропустив первую волну интереса к фолку, Россия вписалась во вторую, ныне с успехом участвуя в общемировом процессе. Все началось году в 93-м, примерно в одно время в Москве и Питере. Во многом увлечение «кельтикой» инициировала великая русская группа «Аквариум», которая в своих исканиях, как известно, не обходила вниманием народную музыку разных стран, в том числе кельтскую. Свою роль сыграло и то, что ирландская компания «Aer Rianta» (та, что держит по всему миру duty free) стала на день Святого Патрика (17 марта) устраивать в Москве красочные парады. Кто-то шел к «кельтике» через музыку ренессанса и барокко, кто-то - от кантри, корни которого лежат в ирландской и шотландской музыке, кто-то – через Толкиена. Кому-то в руки попадали тогда еще бывшие у нас редкостью кассеты с записями Сlannad, Dubliners, Pogues, Стивелла. Услышанное оставляло неизгладимый след, и люди начинали «снимать» мелодии и аранжировки, учиться играть на национальных инструментах, ездить за границу в поисках нот и кассет.

В Москве первой кельтской группой заслуженно считается Puck & Piper, в Питере – «Зеленые рукава». Из обеих групп-содружеств, начавших с исполнения кельтской музыки в ее максимально приближенном к ортодоксальному варианте, впоследствии выросла куча составов, их идеи подхватывались, а «отцы-основатели», инспирировав очередную волну интереса, поворачивали к новым экспериментам.

Развитие рыночной экономики привело к тому, что в 1995-м в Москве появились ирландские пабы. Их создавали настоящие ирландцы, которые хотели слышать в них свою музыку. И она у них оказалась под руками: нашлись какие-то ненормальные русские, которые вполне сносно исполняли ирландские мелодии. Публике стало куда ходить, музыкантам было, где играть. Концерты очень хорошо сочетались с питием «Гиннесса», пением и импровизированными танцами хмельных слушателей. Потом из баров народ начал перетекать в клубы. Первая крупная кельтская акция в Москве – празднование Самайна (кельтского Нового года, отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября) - прошла в 1995 году в клубе «Манхэттен-экспресс». И, хотя состав участников был достаточно пестрым (кельтская музыка, кантри, шансон и т.д.), концерт вызвал настоящий ажиотаж. Из групп, появившихся в то же время, следует отметить также Telenn Gwad – проект выпускника Гнесинки, гитариста, вокалиста и композитора Олега Бойко.

Потом в Москве образовалось Русское Кельтское Общество, поставившее своей целью нести кельтскую культуру в массы. Презентация Общества прошла в клубе «Пилот» в 1996 году одновременно с презентацией новой кельтской группы Slua Si, которую организовали ушедшие из Puck & Piper Юрий Андрейчук и Игорь Бурмистров. На презентацию пришло еще больше народу, причем самого разного: толкиенисты с мечами, рокабилы, скинхэды, байкеры, студенты МГУ – и все они живо интересовались (и до сих пор интересуются) кельтской музыкой!

Вскоре Slua Si (после того, как Юра Андрейчук из-за личностно-творческих разногласий покинул и ее, забрав с собой на этот раз и название) преобразовались в Si Mhor. Эта группа стала апологетом «прогрессивного» подхода: одной из первых обратилась не только к ирландской, но и к шотландской, бретонской традициям, начала применять африканскую перкуссию, экспериментировала с джазовой гармонией. А Юрий Адрейчук собрал новый состав Slua Si, который придерживался аутентичной концепции, исполняя ирландские народные мелодии в манере, максимально близкой оригиналу.

Весной 1997 году вокалист и скрипач Si Mhor Игорь Бурмистров, вдохновленный идеей консолидации музыкантов, играющих в России кельтскую музыку, сумел вызвать интерес к данному феномену у администрации крупных концертных залов. Вернее, одного достаточно крупного, обладающего прекрасной репутацией, да что там - почти элитарного зала Центрального Дома Художников, где с тех пор и прижились «кельты».

Традиция отмечать день Патрика и Самайн уже вошла в плоть и кровь московской кельтской общественности. Пришла идея сделать большой фестиваль. Первый московский фестиваль кельтской музыки был организован в 1998 году. В течение двух дней на сцене ЦДХ выступили 6 российских групп: Slua Si, Si Mhor, Puck & Piper, Telenn Gwad, «Зеленые рукава», «Белая сова», а также приехавший из Ирландии волынщик, флейтист и танцор Рой Гэлвин. Все вырученные деньги с очередного дня Патрика пошли на организацию Второго московского фестиваля кельтской музыки (1999), который длился целых шесть дней. Выступило много новых или ранее не очень известных в Москве групп (Old Horned Sheep, «Карточный домик», «Тилль Уленшпигель», Art Ceilidh, Tintal), том числе и не совсем кельтских («Оркестр Вермишель»), впервые музыкальная часть сопровождалась танцевальной.

В 1998 произошло еще одно этапное событие - запись сборника «Кельтомания» (правда, вышел он только в 2000-м). В том же 1998-м Si Mhor в ЦДХ провели первый полиэтнический эксперимент – праздник «День всех племен», собравший в своеобразном джеме исполнителей русского, ирландского и даже африканского фольклора.

К сожалению, 3-й кельтский фестиваль Moscow Fleagh (2000) из-за организационных сложностей прошел в малопопулярном ДК АЗЛК при практическом отсутствии народа, хотя выступало немало интересных ранее не слышанных групп: «Шеннон» (Нижний Новгород), Foggy Dew (Ростов), «Ансанат» (Кишинев). Si Mhor же перенес свою активность в только что открывшийся клуб «Точка», где на Патрика-2001 собрались все действующие московские группы и около полутора тысяч зрителей. Интересно, что это был первый московский концерт набирающей популярность группы русского фолка «Разнотравье» (Рыбинск). С тех пор в «Точке» каждый месяц проводятся вечеринки Fun Celtica, где в порядке общей очереди выступают российские коллективы, играющие кельтскую музыку (сама же группа Si Mhor в 2000 году распалась, взяв при этом обязательство два раза в год все же давать праздничные концерты). А в клубе «Вермель», арт-менеджмент которого также стремится поддерживать фолк-музыку, кельтские вечеринки проходят еженедельно.

Нельзя не отметить и деятельность Московского Каледонского Клуба, регулярно проводящего собственные фестивали музыки и танца и привозящего в столицу интересных музыкантов «оттуда» (Магги МакИннес, Ваrley Bree Ceilidh Band, Nairn Pipe Band и др.). По приглашению ирландского посольства в Москву с мультимедийным перформансом приезжал знаменитый Ирла О’Лионард, вокалист, исполнитель традиционной кельтской музыки в стиле sean nos, работающий с Питером Гэбриэлом и Afro Celt Sound System. В Питере каждый год проводится уличный фестиваль «Волынщик», на котором исполняется фолк и всевозможный андеграунд.

Многих увлечение «кельтикой» привело в итоге к славянскому фольклору, русской песне, что, в общем, не удивительно – ведь все традиции, если покопаться, зиждутся на некой единой «родовой матрице». Сейчас кельтская музыка и танцы в России уже не являются чем-то экзотичным. К ним имеется большой коммерческий интерес, но порой не хватает организованности и профессионализма.