Наркотики и рок-н-ролл
В глазах "широкой общественности" наркотики изобрели в 1967 году "Роллинг Стоунз". Конкретнее, это произошло 27 июля 1967 года. В этот день судья, г-н Блок, обозревал представших перед ним двух подсудимых, растрепанных молодых людей в рубашках с кружевами и воланчиками. На балконе для публики было не протолкнуться, зажатые в толпе девушки бросали в зал заседания пылкие взгляды. За пять месяцев до этих событий деревенский дом Кита Ричардса в местечке Уэст Уиттеринг в графстве Сассекс посетил наряд полиции. Бобби увидели там обдолбанную толпу молодежи разного вида. Подруга Джаггера Марианна Фейтфул, например, прикрывала свою библейскую наготу меховым ковриком. Это была эпоха невинности, полисмены в наркотиках не разбирались, они например забрали с собой в виде вещественного доказательства индийские палочки для курения благовониями, при этом совершенно не заметив пакет с кокаином и чемоданчик со зловредными таблетками. В 60-е годы отношение истэблишмента к наркотикам было примерно такое же, как лет за 80 до того, в царствование королевы Виктории, было принято относиться к сексу. Мерзость, которая, к сожалению, составляет часть нашей жизни. "Женщины Британии! - обратилась тогда с призывом королева Виктория - закройте глаза и думайте о Родине!" Как вы понимаете, родине нужны были рабочие и солдаты, а их невозможно было произвести на свет без удовлетворения мерзкой похоти мужчин, глаза б мои на них не глядели. Любовь к родине получала свое конкретное физическое выражение. Впрочем, мы отвлеклись.
Именно суд летом 1967-го и последовавшие за ним сотни газетных статей перевели наркотики из области тайного в явное, секретные развлечения растленных артистов были выставлены на всеобщее обозрение. Старшее поколение, которое провело семь лет в бомбоубежищах и окопах, в разлуке и очередях по карточкам, теперь с ужасом наблюдало, как молодежь погружается в пучину морального разложения. Короче, Киту Ричардсу дали год, Джаггеру - полгода тюрьмы. И вот тогда редактор газеты "Таймс", уважаемый джентльмен с двойной фамилией типа Щепкина-Куперник или Карнович-Валуа, его звали Уильям Рис-Могг, повел себя как гнилой либерал и написал знаменитую теперь редакционную статью "Зачем колесовать бабочку?". Общественное мнение было взбудоражено до такой степени, что следующая судебная инстанция сроки заменила на условные. "Роллинги" поднимались выше закона. Вся их последующая биография - это колоссальное растранжиривание таланта, трагическое саморазрушение, черная комедия. Молодые рок-музыканты, конечно, в свою очередь попали под дурное влияние блюзовиков и джазменов, которые втихую глотали и кололись многие годы. Достаточно вспомнить хотя бы Чарли Паркера, сошеднего в могилу в 36 лет. Эволюцию наркотиков некоторые авторы прослеживают к самым истокам разумного человека, гомо сапиенса, а иные уходят еще дальше.
Итак, еще приматы, то есть человекообразные, 5 миллионов лет назад, знали, что надо пожевать, чтобы хоть немного забыться. Гуру психоделизма Теренс Мак-Кенна считает, что они пользовались галлюциногенными грибами. По его теории это объясняет корни библейского мифа о Древе Познания добра и зла, ибо галлюциногены привели к биостимуляции мозга и, в конечном итоге, создали разумное существо. То есть не труд, а кайф создал из обезьяны человека. Мысль глубокая. Эту теорию придется оставить на совести Мак-Кенны, поскольку ни доказать, ни опровергнуть ее невозможно. Современную обезьяну сколько грибами не корми, настоящего человека из нее все равно не воспитаешь. Но факт остается фактом - 50 тысяч лет назад этот разумный человек все же появляется. В отличие от обезьяны, он сразу же задумывается о бренности жизни и начинает творить нетленку. Рисует на стенах пещер под Матисса. Считается, что он баловался грибками, которые по-латыни называются amanita muscaria. В пещерах неолита нашли специальные курильницы, в которых жгли коноплю и дикий мак. В западной Африке первобытные наркоманы за обе щеки уписывали растение iboga. На сибирских просторах после ледникового периода развивается шаманская культура, имя ей - мухомор. Отголоски этой первобытности - вокруг нас и по сей день. Известная вам популярная певица Тори Амос, по происхождению индианка племени Чероки, знает настоящую шаманку. Та познакомила ее с растением "аяхуаска", типа дикорастущего винограда из бассейна реки Амазонки. "Состояние полной прозрачности - рассказывает Тори Амос - но как будто гуляешь по стране Фантазия, разговаривая с самим собой. Бывают и завихрения - я видела женщину, покушавшую аяхуаски, которая буквально пыталась отгрызть себе руку. Все это продолжалось 15 часов. Я этим не баловалась уже года два. Штука сильная, часто ее есть нельзя, но ассоциации остались сильные - иногда один лишь запах замыкает что-то в мозгу и - ты уже полетел".
Двигаемся дальше. Железный век. Первобытнообщинный строй. Древнее государство шумеров. Мак и производный из него опиум называется "растением радости". Маковые головки в Средиземноморье выращивали еще 6 тысяч лет назад. Умерших хоронили, обложив мешочками с маком, из глины делали горшки в виде таких головок. О радости опиума сочиняли стихи на глиняных табличках. Опиумная культура достигла даже далекой Британии. Непонятно, как эти необразованные дикари в условиях бездорожья и полного отсутствия карт добрались сюда, переправившись через Ла-Манш? Тем не менее, тлетворное влияние шумерцев археологи в раскопках находят до сих пор. К этому же времени, кстати, относятся так называемые мегалитические структуры, храмовые постройки из камней, доходящих по весу до 60 и более тонн. Сами понимаете, нужно сильно потерять ощущение реальности, чтобы двигать такие тяжести без подъемного крана, голыми руками!
Далее, древние греки, которые, конечно, еще не знали, что они будут древними греками. Тех к наркомании подбили их малокультурные соседи. Геродот пишет, что скифы раскаляли камни, бросали на них семена конопли и жадно вдыхали, при этом прямо выли от удовольствия. Греки и римляне применяли коноплю для лечения ушных заболеваний, римляне первыми начали печь печенье и пироги с коноплей, подавая их на банкетах. Это, по их свидетельству, создавало у гостей "приятное и теплое чувство".
Но античный мир с его высочайшей культурой, математикой, философией, архитектурой, политикой, виноделием рухнул под напором варваров. В Европе наступило черное время. В Х веке поведение в битве и храбрость в сражении были главным. Без психологической подготовки в бой нечего было даже идти. Говорят, что варяги, викинги, перед боем пили мочу оленей, наевшихся наркотических грибов. Я так себе и представляю - суровый викинг с засученными рукавами и ведром на вечерней дойке мочегонного оленя. Грибов наелся и стоит, уже никакой. Однако есть исторический документ о том, что такой напиток уменьшал страх, повышал смелость, выносливость, силу и помогал переносить боль.
В то же время епископ Червии, Теодорик, рекомендовал опиум как обезболивающее средство. Иногда с обезболиванием можно и переборщить. Забегая вперед на тыщу лет, замечу, что Оззи Осборн однажды наглотался каких-то энергетических таблеток и у него случилась несокрушимая, пардон, эрекция. Она продолжалась 7 часов. "Ничего нельзя было поделать, - угрюмо рассказывал Оззи, - я даже холодной водой поливал, но он, собака, как цветок - от воды еще пуще наливался."
Вдруг, непонятно почему, заинтересовался историей кока-колы. Выяснил, что изобрел ее в 1886 году в американском городе Атланта аптекарь Пембертон. Он искал замену популярному тогда напитку, это было вино, настоенное на листьях коки. Вино это запретили, но не из-за кокаина, а из-за сухого закона. Популярный ныне напиток так мог бы и пропасть в безвестности, если б за него не взялся бизнесмен Эйcа Кэндлер. Тот в детстве выпал из повозки, головой под колесо с железным обручем. Жив остался, но очень потом голова болела. Так вот, тот первоначальный рецепт кока-колы с кокаинным листом заметно облегчал ему жизнь. Правда, купив права на напиток, он тут же его испортил, изъял из него листья коки, кокаин. Как говорится, ни себе, ни людям. На протяжении последующего столетия рецепт менялся, но орешки кола, вернее семена африканского дерева кола - до сих пор входят в состав коричневого лимонада. И вот теперь говорят, что если в больших количествах и регулярно его пить, то от этой колы можно стать импотентом. Ну и что? От импотенции еще никто не умирал! Хотя, конечно, и не рождался. Все равно, нас этим не испугаешь. Вспомним свою срочную службу. В армии два года киселя с бромом делают из незрелого юноши полноценного члена, понимаешь, общества. А наркотиков - так их кругом - полно, только мы их по привычке не замечаем. Кофе, табак, спиртное. Кстати, помню как привезли из-за границы и подарили нам рюмочку. На ней три отметки. Внизу - дама, чуть повыше - мужчина, а еще выше - свинья. Намек понятный, все зависит от дозы. А вот многие артисты рок-н-ролла дозы не понимают, наркотики принимают как настоящие свиньи. Пагубность их поступков я сегодня буду доказывать от противного, очень даже противного, но все равно - интересного.
Итак, в нашем историческом обзоре эволюции наркотиков мы дошли до средних веков. В XV веке специальная папская булла приравнивала использование конопли к колдовству. За это можно было и на костер попасть. Ну что же, нельзя коноплю - поищем что-нибудь другое! И вот, тайные общества собирались и обмазывались так называемой "летучей мазью". В ее состав входила белладонна, она же сонная трава, белена и корень мандрагоры. По-английски Mandrake root - как в композиции "Дип Перпл" 1968 года с пластинки Shades Of Deep Purple. Этот таинственный Mandrake root - растение семейства пасленовых, многолетняя бесстебельная трава с толстым корнем, напоминающим человеческую фигуру. Встречается 6 видов. Растет в средиземноморье, в передней Азии, в Гималаях. В СНГ - один вид, мандрагора туркменская встречается в западном Копетдаге. Содержит алкалоиды гиосциамин, сколполамин и другие. Используется как болеутолящее. Непонятно только, что же это так болело у всех участников "Дип Перпл"?
Но вернемся в средние века. Ученый того периода, Альберт Мангус так описывает воздействие белены: "зубы мои были стиснуты, сам я охвачен головокружительной яростью". Колумб, открыватель Америки, познакомился там с туземцами, которые, грубо говоря, торчали на местной траве, известной сейчас в ботанике под названием "сайкотрия виридис". Растение это содержит диметил-триптамин, сокращенно DMT. Наркотик встречается в природе не только в растениях, но и в организме человека. Мощный галлюциноген. 12 часовой период пролетает как будто за 15 минут. Повреждение мозговых клеток - необратимое. Мик Джаггер, во время съемок фильма Performance, предложил своему коллеге, актеру Джеймсу Фоксу, покурить DMT. Джаггеру хоть бы хны, а у актера, не привыкшего к таким экспериментам, случился потом нервный срыв. Группа Spiritualized в своей песне воспела DMT такими словами: "Я вольный, как вода, как воздух для дыханья, вольнее вольного, вольней, чем DMT:"
На смену мрачному средневековью пришел век просвещения. Чем отмечен этот век на кофейном столике человечества? Конечно же, появлением кофе. В XVIII веке потребление кофе в Англии подскакивает с 2 до 120 миллионов фунтов. Сознание, затуманенное веками потребления браги, медовухи и эля, проясняется. Человечество начинает ясно мыслить, изобретать. Зарождается структура, капитализм. К середине века в Европу ввозят листья коки, их предлагают публике как тонизирующее средство. Среди студентов кембриджского университета становятся популярными конфеты Turkish Delight - "Турецкий Восторг", в состав которых входит каннабис. Говорят, поэт Китс, известный классик, очень этими сластями баловался. Век спустя, в середине XIX-го, английская королева Виктория и знаменитый премьер-министр Дизраэли принимали анашу при головной боли. Врачи того времени не могли нахвалиться на обезболивающее действие морфия. Опиум, который выращивали в Индии, англичане выгодно продавали в Китай. Когда правительственный комиссар Линь Цзэ Сюэн в 1839 году обнаружил и уничтожил крупные запасы опиума, то Англия попросту объявила Китаю войну. В 1842 году Китай капитулировал, подписав Нанкинский договор. Это была первая опиумная война, через 18 лет была и вторая. Впрочем о международной торговле наркотиками вы можете почитать у классиков марксизма - Карл Маркс, "История торговли опиумом" и работа Энгельса "Новая экспедиция англичан в Китай", сочинения, второе издание, том 12. Впрочем, мы отвлеклись.
Литературные романтики вроде Кольриджа или Де Куинси пользовались опиумом в середине XIX века, но когда в эпоху всеобщей демократии за недоступное ранее зелье взялись низшие сословия, то аура исключительности как-то поблекла. И это было только начало. На смену "Бархатному Подполью" и "Ролинг Стоунз" пришли поколения 80-х и 90-х, а отпрыск опиума - героин - возложил на свой алтарь многочисленные жертвы. Сразу же вспоминается Курт Кобейн. Известно, погиб от самострела, но судебная экспертиза показала, что в крови его героин в три раза превышал смертельную дозу. Другой грустный пример - это "Депеш Моуд". Дэйв Гаан хотел, чтобы его считали настоящим, глубоким артистом. Но "Депеш Моуд" с их синтезаторами и галантерейными прическами народом воспринимались как попса. Тут то Дэйв и взялся за героин. Несколько раз передозировывался, пытался покончить c собой, пережил клиническую смерть и уже на самой грани бытия одумался.
Про Шерлока Холмса ходят слухи, что он кокаинист. Интерес Конан Дойля, который придумал знаменитого сыщика, к наркотику кокаину становится понятен, когда наткнешься на труды его современника Зигмунда Фрейда. В 1884 году Фрейд писал о кокаине: "Возникает ощущение самоконтроля. Энергии, работоспособности. Можно обходиться без сна, при этом не испытывая неприятных побочных эффектов. Состояние совершенно нормальное, даже трудно поверить, что находишься под действием какого-либо наркотика". Конец цитаты. Известно также, что Фрейд рекомендовал кокаин при заболеваниях носа. Это тем более удивительно, что современные звезды рока и кинематографа, которые злоупотребляют белой пудрой, в первую очередь носом и страдают. "Звездная пыль" начисто разъедает носоглотку, у иных даже съедена перегородка между ноздрями. Про них новое слово придумали - одноноздревой.
Параллельно с возгонкой природных веществ развивалась и синтетическая линия. Еще в 1772 году Джозеф Пристли обнаружил, что если вдохнуть один раз окись азота, то будешь бесконтрольно смеяться. Еще раз вдохнул - и упал!
Студенты-медики с тех самых пор пользовались "газом смеха". В XIX веке разъездные лекари, которых немало было в Америке, использовали окись азота в своих выступлениях, производя неизгладимое впечатление. До недавнего времени окись азота продавалась в огромных баллонах - смейтесь на здоровье! Но теперь в штате Флорида, где губернатором брат нынешнего президента, этот газ поставлен уже вне закона. Но вернемся к природе.
В сентябре-ноябре, в грибную пору, по лесам севера Англии бродят задумчивого вида люди, собирая поганочки на тонких ножках. Гриб на латыни называется "псилосибин". Съешь такой гриб - и становится весело, съешь еще - начинается кайф, улет, отпад. Природу чувствуешь, как будто с ней сроднился навеки. Еще поел - и упал замертво. С 60-х годов вся психоделическая публика любила грибками-то баловаться. Да и до сих пор понимающий человек разглядит влияние грибов на творчество групп Super Furry Animals или Gorky's Zygotic Mynci. Или возьмем модного нынче Эминема, песню The Kids. Там такие слова: "и если съешь грибов волшебных слишком много": Конец цитаты. Хочу еще раз повторить: сам наркотиков не принимал и не принимаю. Но однажды, это было на Виргинских островах, в местном баре на пляже во время полной луны происходила знаменитая на всю местность вечеринка-ночевка. Владелец бара - здоровенный отставной сержант американской армии, негр по имени Бомба. Ему в свое время пришла в голову гениальная дизайнерская мысль - поставить на берегу тропического моря бар из того, что море выбросило на берег. И вот из всяких кривых деревяшек, кусков пластика, забытых бюстгальтеров, кокосовых орехов и еще Бог знает чего, связал-сколотил он хибару открытого типа - а стены там не нужны, ночью плюс 27 градусов в январе - под названием Shack. Бар так и называется Bomba Shack. Крепкая выпивка в такой обстановке ни к чему, поэтому народ пробавляется ромовым пуншем - на стакан фруктовых соков 25 граммов рома. Секрет этого рома у Бомбы был в том, что в здоровенной бутыли на дне плавали эти волшебные грибки. И напиток, соответственно назывался Magic Mushroom punch. На вкус - вполне детский. Помню, пропустил пару стаканчиков, а потом как-то не помню: До сих пор у меня хранится фотография, где я, лежа животом на высоком стуле в баре, плыву брассом по воздуху: Храню ее бережно, потому одной такой карточки достаточно, чтобы в одночасье разрушить репутацию, заработанную годами!
Сева Новгородцев,
wwwseva.ru
20-27 января 2001