Мелодии и ритмы современной эстрады
"Музыка должна высекать огонь из людских сердец" — так, кажется, говаривал некогда старик Людвиг Ван Бетховен. Признаться, порой мне кажется, что величайшему композитору сказочно повезло в том, что он не родился в наше время, ибо современная музыка, день за днем льющаяся бурным потоком на среднестатистического российского потребителя из недр теле- и радиоприемников, по всей видимости, создается людьми, из чьих сердец уже давно кто-то высек весь огонь, а из черепных коробок — последние остатки мозгов. Хотя, возможно, сам Бетховен и пережил бы весь этот кошмар, поскольку, согласно общеизвестным биографическим данным, он был глух, как пробка, что, впрочем, ничуть не мешало ему творить великие и поистине бессмертные шедевры.
Увы, эпоха Бетховеных и Моцартов миновала, наступила эра «фабрики звезд», вернее, промышленных конвейеров по серийному изготовлению звездюнчиков-однодневок, причем подобные товары народного потребления штампуются и выпускаются в массы без какой-либо гарантии со стороны производителя, что даже принципиально исключает всякую возможность вернуть бракованные экземпляры обратно на фабрику, и потребовать у изготовителей замены изделия на более качественное. Однако фиг с ними, с конвейерными поделками современного шоу-бизнеса: в конце концов, некоторые исполнители все же обладают определенной толикой артистизма, особенно, когда рекламируют по телевизору вермишель быстрого приготовления, а отсутствие голоса и слуха у большинства исполнительниц отчасти компенсируется наличием всенепременнейшего атрибута сценического таланта — аппетитной задницы. Давайте лучше поговорим о содержательной части современного искусства. Рассуждать о музыке как таковой я, признаюсь честно, попросту побоюсь, во-первых, потому, что не являюсь специалистом в данной области, хотя и пытался когда-то бренчать на гитаре в студенческом вокально-инструментальном ансамбле, а во-вторых, потому, что назвать это музыкой можно лишь с большой натяжкой — то есть, предварительно натянув на уши подушку и выключив звук радиоприемника. Вместо этого мы с вами побеседуем о текстах эстрадных композиций, вернее, о том, что таковыми в этих самых композициях почему-то принято считать.
Вот тут, дорогие друзья, творится самый что ни на есть настоящий и всеобъемлющий ужас. Временами складывается ощущение, что некоторые представители нашей горячо любимой творческой элиты сами не ведают, что поют. Первое, что бросается в глаза, точнее, режет по ушам — это полное и безоговорочное отсутствие всякой рифмы в стихотворном, казалось бы, наполнении песен. По всей видимости, создатели текстовок, хорошенько заправившись пивом или чем покрепче, подбирают рифмованные строфы простым перебором более или менее подходящих по значению слов. Абсолютным лидером с данной точки зрения, вне всяких сомнений, является самый талантливый коллектив всех времен и народов «Руки вверх». Они же лидируют и по степени откровенного кретинизма в своих хитах. «Что с тобой случилось, что ты горько плачешь? Ну, не получилось, и ушёл твой мальчик. На четыре года ты его моложе, не грусти, родная, подожди немного.» «Моложе — немного» — это просто шедевр стихоплетения, однозначно. Пушкин с Лермонтовым нервно курят в сторонке, а уши слушателей медленно сворачиваются в трубочку, и, стремительно отсохнув, одно за другим падают на пол. Уж лучше так: «На четыре года ты его моложе, не грусти, родная, дай ему по роже» — и в рифму, и по существу. Собственно, лично я ничего не имею против «рук вверх», или каких-нибудь других аналогичных «челюстей вниз», благо, подобными симптомами страдает не только данная конкретная команда. Ткните наугад пальцем в любого певца, и вы наверняка попадете в человека, исполняющего со сцены те еще продукты творческого метаболизма поистине гениальных авторов. Вот, хотя бы улыбчивый господин Губин, оптимистично излагающий молодым людям свою нехитрую жизненную философию: "Но если ты обычный парень, тебе не светят никогда такие девушки, как звезды, такие звезды, как она…" Нет, что-то не срастается… «Но если ты обычный парень, тебе не светят ни хрена…» Теперь, вроде бы, звучит в рифму, но не совсем пристойно. Попробуем еще раз: «Но если ты обычный парень, поверь мне, точно знаю я, такие девушки, как звезды, тебе не светят ни…» Тьфу ты, мерзость какая-то получается с этими девушками-звездами.
Кстати, о девушках-звездах. Одна из главных отличительных черт данного подвида живых организмов заключается, на мой субъективный взгляд, в том, что исполняемые ими тексты не только бессмысленные, но еще и напрочь безграмотные. «Прошло совсем немного время…» — поет в своей песенке группа «Демо», мы невольно задаемся вопросом: «Чего?», — и сами же себе отвечаем: времени. В той же самой песне «формула-1» почему-то «промчала по мостовой», хотя для понимающего человека разъезжающий по мостовой болид Формулы-1 равносилен летящему по небу фиолетовому верблюду (и не надо напоминать мне про показательный заезд машин команды Renault F-1 Team на Воробьевых горах в Москве: все-таки Воробьевы горы, как и улицы Монако, регулярно используются в качестве временной гоночной трассы). Дальше — больше. " У неба есть небо, у моря есть море, у ней — никого" — утверждает певица Чичерина. У «ней», госпожа Чичерина, — это неправильно, правильно — «у ей». Именно такое слово настоящие звезды и ложут во всякие ихние хиты, точно вам говорю.
Ну и, наконец, нельзя не высказаться на предмет всевозможных ляпов и идиотизмов, разбросанных по текстам многих популярных композиций, подобно причудливой россыпи драгоценных алмазов. "Голос слаще сиропа, кожа цвета ванили, твои губы опять не туда угодили…" — жалуются нам «Гости из будущего». Прямо «Кама-сутра» какая-то. Исполнительнице песни можно лишь посоветовать в следующий раз лечь поудобнее, а то у них там, в будущем, анатомию и физиологию, похоже, не изучают. Вот она, наглядная иллюстрация очевидных сложностей в сфере близких отношений между мужчиной и женщиной: одно неловкое движение губами, и они оказываются совсем не в том месте, куда изначально целился их обладатель. Просто личная трагедия, иначе и не скажешь. Ну, а про «Песенку для друзей» той же группы «Демо» я вообще молчу, поскольку решительно не представляю себе, чего именно нужно было обкуриться, чтобы породить такой бессмысленный бред сивой кобылы.
Привередливый читатель может, конечно, вполне справедливо заметить: «не нравится — не слушай». А приходится, хотя бы периодически включая приемник в автомобиле, дабы узнать примерное расположение близлежащих пробок, прогноз погоды на сегодня и текущий курс североамериканского условного тугрика. В перерывах между трансляцией вышеупомянутых шедевров мирового искусства. Нет, крайне редко, но все же встречаются среди современных хитов и вполне приличные вещи, спорить не буду. Но лично я почему-то до сих пор предпочитаю слушать старых добрых «Битлз».
+++++
Наверняка у вас тоже есть что добавить к сказанному выше. Ждёмс....
Отредактировано УТАКАЛТИНГ (2005-10-31 18:18:58)