Название этой заметки не мое. В 60-е годы был одноименный документальный фильм Михаила Ромма. Фильм удивительный, который надо сегодня показывать в школе обязательно. Знаете, я постепенно прихожу к мысли, что самое страшное — это когда аномалия становится никем не замечаемой и всеми принимаемой повседневностью. Так и в этом фильме — основной упор делается не на ужасах концлагерей, миллионах погибших или разбомбленных городах. Весь эффект заключается в том, что перед тобой проходит видеоряд кинохроники, спокойный голос за кадром буднично рассказывает о пришествии Гитлера к власти, его восхождении, славе, реакции на происходящее современников. И постепенно начинаешь осознавать все происходящее как что-то очень понятное, вневременное, знакомое… и вот тогда по-настоящему становится страшно — страшно оттого, что ты готов это ПРИНЯТЬ И ПОНЯТЬ.
Примерно тот же эффект существует и в израильском музее YadVashem. Это даже не музей, в нем нет ни одного экспоната в привычном смысле. Просто большое помещение, через которое от входа к выходу идут посетители. Все, что происходит внутри — это потолок в виде огромной полусферы, на которой мигают миллионы звезд. И тихий, спокойный голос читает имена и фамилии еврейских детей, умервщленных в годы войны. Звезды загораются и гаснут, однотонный голос медленно, но без остановки произносит имена детей, которые погибли по чьей-то злой прихоти, ничего не увидев и не поняв, погибли только потому, что принадлежали к проклятой одним бесноватым юдофобом нации. Об этом музее мне рассказывал практически каждый посетивший Израиль, впечатление потрясающее — наиболее впечатлительных людей выносят и отпаивают валокордином. Не каждый такое может выдержать, а ведь с виду все тихо и спокойно.
В нашей памяти о той войне есть одна особенность, на которую обычно не особо обращают внимание. В сознании европейцев утвердилось мнение считать основной причиной Второй Мировой войны необычайно харизматическую личность Гитлера, «зверя из бездны». Мол, во всем надо винить именно его, как жаль, что он успел до взятия в плен покончить с собой и не дожил до Нюрнберга. Я, естественно, не буду оспаривать эту точку зрения: без сомнения, это один из самых страшных преступников в истории человечества. Но разве дело только в нем, он виновен один? Вспомним историю.
После Первой Мировой Германия, на протяжении столетий являвшаяся могучей державой, оказалась крайне униженной страной. Веками культивируемые в сознании немцев вольнолюбие и национальная гордость были растоптаны. Ощущение это было коллективным, витавшем в воздухе. Кто-то должен был «взять в руки» немецкую нацию и вернуть людям былое самосознание. Этим «кем-то» стал художник-неудачник, обычный ефрейтор Адольф Гитлер. (Кстати, ставшее штампом выражение «роль личности в истории» — понятие весьма относительное. В неподготовленную внешними факторами почву ничего не попадает и в ней не прорастает. Как пример: намного опередивший во многих областях свой век Леонардо да Винчи современниками считался умалишенным. И примеры обратные: не пришло бы время непременной интеграции с Европой, не было бы петровских реформ; веком раньше невозможно представить появление Ломоносова; без Сумарокова, Фонвизина, Державина, Жуковского не мог бы появиться Пушкин. Ряд можно продолжить).
Итак, в 33 году не самая популярная в Германии партия становится во главе государства. Чем же «взял» немцев Гитлер? Во-первых, он «танцевал» на больной мозоли — проблеме униженности, он показал виновного в общенемецких бедах — еврейского ростовщика-кровососа, нещадно эксплуатирующего честного арийца-работягу (ничего не напоминает?), он брал на себя смелость вывести своих последователей на светлый путь. Кроме того, у Гитлера при всех его недостатках был один плюс, который перевешивал все остальное: он был потрясающим ОРАТОРОМ. Он искусно умел манипулировать толпой, то понижая голос до еле слышного шепота, то через мгновение взрывался неистовым визгом на грани истерики. Люди, почувствовавшие свою мощь и сплоченность, определенный враг, которого надо уничтожить, живой бог, призывающий к свершениям и ведущий к новой, лучшей жизни… Дальнейшее известно.
— На уровне федерального школьного образования принимается (и обязательно будет принят, потому как противодействия никто не оказывает) новый Базисный Учебный План (БУП), регламентирующий всю структуру школьного преподавания. В нем оказывается практически упраздненным курс мировой художественной культуры, сокращаются часы на изучение литературы, истории. А эти предметы, господа, практически единственные в школьной программе, «ответственные» за человеческую культуру. Отсутствие этой категории ведет к оскотиниванию человека, превращению его в единицу стада, толпы. Помните, у Макаревича: «Лишь в стаде баран доверяет судьбе, за что он и признан скотом…» Такими управлять можно без проблем.
— Профессия учителя загнана на самое социальное дно. Общественное уважение на нуле, возможность выжить — только через полулегальное репетиторство, работают в школе либо подвижники-одиночки — чудаки, на которых подготовка поколения к будущей жизни строиться априори не может, либо ни к чему не пригодные люди, просиживающие штаны до пенсии, которых никуда больше их не берут.
— СМИ создается ужасающий образ «new generation». Бивис и Батхед, клевый оттяг, сникерсни, тусануть и оторваться — это знаки нашего времени, обильно сдобренные отупляющим пивом.
— 20 апреля объявляется праздником во всеуслышание. Милиция сохраняет невозмутимый нейтралитет, в то время как любой человек небелого цвета кожи по улицам ходить опасается. Появляется море отморозков, неуправляемых и ждущих очередной жертвы, которых пока никто всерьез не воспринимает. Шутят, детишки (большинство скинхедов — несовершеннолетние). Ничего, на Манежной 9 июня они уже пошутили , ждем второй части Марлезонского балета. Вообще здорово: страна, потерявшая в 40-х гг. прошлого века 27 миллионов своих граждан, терпима к воздетым вверх рукам с криком: «Хайль!» Умный учится на своих ошибках, дурак не учится даже на своих.
— На всех улицах стоят рекламные плакаты со следующей надписью: «Забей гол Японии!» Рядом с комично толстым, похожим на сумоиста, японцем стоит наш бравый футболист-славянин. Кто такой плакат проектировал — он вообще думал головой? Он хотя бы представил, какую возможную реакцию этим заявлением он может вызвать? (Слышал своими ушами реплику одного тинейджера с лицом, не обезображенным интеллектом: «У, суки узкоглазые, мочить их всех надо»).
— За последние 10 лет ни один (!!!) человек не сел в тюрьму по статье «разжигание национальной розни». У нас этого просто нет, легче ведь не замечать. (Помните лозунг: «В СССР секса нет!» Не было — и все. Теперь пожинаем плоды.)
— Эдуард Лимонов, не стесняющийся заявлять о своей профашистской деятельности, наконец-то посажен в Лефортово. Смею вас уверить — ненадолго, скоро отпустят. На свободе Ампилов, Баркашов, Жириновский. Кстати, о последнем. Долгое время его рядили в клоунский колпак: мол, где Жирик, там и в морду плеснут из стакана, и скандальчик с дракой будет (у нас народ на это падкий). Даже голосовать некоторые ходили за него, как говорили, «для прикола». Под эту дудку обычно как-то забывали «волеизъявление» Владимира Вольфовича «помыть сапоги в Индийском океане». А он не так прост и забавен, за клоунадой порой проглядывает нечто зловещее. Приведу дословно выдержку из так называемой «Политической азбуки ЛДПР». Статья называется «ФАШИЗМ»:
Вообще, слово фашизм — итальянское и означает пучок. Древнеримские государственные чиновники ходили с охраной, и у охранников были в тот период не автоматы, конечно, в руках, а топорики с пучками ветвей, листьев. А в 1920-е годы итальянские националисты вспомнили об этом и так назвали свое движение, имея в виду, что они стоят на страже своей страны. Вот откуда этот термин. К России он не имеет никакого отношения.
Шумиху о фашизме в России раздули демократы. Это их подлая уловка: использовать однозначно негативный образ фашизма, чтобы сделать пугалом политических противников. А кого они обзывают фашистами? Тех, кто любит Россию. Если ты любишь Россию, значит ты для демократов фашист. Просто кощунственно использовать это слово в нашей стране. Какой может быть фашизм в России? В стране, которая положила 30 миллионов в борьбе с фашизмом. Это ветеранов войны демократы обзывают фашистами. Для них те, кто воевал с фашизмом, — те и есть фашисты. Итак, ясно, что слово «фашизм», это просто ярлык, который навешивают как кому ни лень, ярлык, который не имеет никакого содержания за собой. Есть отдельные группки, которые нацепляют на себя черную форму, но их отождествлять с русским народом нельзя.
Но если разобраться внимательнее, мы найдем фашизм и найдем его вовсе не в России, а в США, Англии, Франции, Турции. Кто стрелял в Папу римского? Турецкий фашист Агджа. Кто бомбил Югославию, и не только в 1999 году, но и раньше, когда бомбили боснийские города? Англия, Франция, США — вот враги мировой цивилизации. Вот кто бредит мировым господством. Вот кто хочет установить тотальный контроль над всем миром и устанавливает уже его через шир-потребовские фильмы, жвачки и сникерсы, через разрушение национальных культур других стран. Вот с этим фашизмом и его пособниками в России ЛДПР борется, и всегда будет бороться.
На кого это рассчитано? Ни один разумный человек такой белиберде не поверит. Но уж не сомневайтесь, пропаганда такого рода найдет покорного слушателя, а завтра этот не умеющий думать идиот возьмет в руки арматуру, поняв вышесказанное как призыв к действию. Так что у нас в стране фашистов нет, только патриоты. А что они носят свастику — так что из того, это ж вообще древнеславянский символ с умным названием «солнцеворот».
Что же мы имеем в наличии? А все ту же обстановку, которая в Германии была в 1933. Поголовная дебилизация и дезориентация людей, озлобленность, отcутствие рамок и границ для совершения любого шага. Дело за малым — дождаться нового Гитлера. Не хочется верить, но… Героев рождает время. Времена не выбирают — в них живут и умирают. В последнее верится больше.